Конспект занятия НОД по рисованию в старшей группе на тему: «Хохломская роспись». Конспект занятия «Золотая хохлома» (старшая группа) Хохломская роспись занятие в старшей группе

Екатерина Чуприкова
Конспект занятия «Золотая хохлома» (старшая группа)

Цель :

Ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с народными промыслами;

Учить детей рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кустики, рябина);

Формировать представления о хохломской росписи, ее происхождении.

Технические навыки:

уметь держать правильно кисть, рисовать кончиком кисти, всей кистью.

Развивающие:

Развивать память, мышление, внимание;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать композиционные умения – правильные пропорции предмета, его расположения в пространстве.

Воспитательные:

Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.

Материал у воспитате ля:

Лист А4 поделенные на секции для каждого узора, кисть, гуашь – красная, черная, картинки предметов в хохломской росписи

Материал у дет ей:

Лист белый А4, кисть, гуашь (красная, черная, баночка с водой.

ЗАНЯТИЕ

Вводная часть

Ребята, сядьте полукругом на ковре. Сегодня я вам расскажу о золотой хохломе. Вы знаете, что такое хохлома?

Ребята, хохлома это один из видов народного промысла, именно этой росписью народные умельцы расписывали посуду, столы, стулья и многие другие предметы.

Сели красиво, сейчас я расскажу вам о том, как же появилось эта роспись.

Существует легенда. Жил в одном из нижегородских сел искусный мастер. Резчик по дереву. Делал он чашки ложки, ковши да плошки. Кашу варил, из тех плошек ее ел да не жалел каши для птиц в саду- кормил их. Как то прилетела к нему в сад сказочная птица- жар, золотое перо. Поклевала каши, а улетая задела крылом посуду и стала она золотой.

Это, конечно, сказка. Но когда смотришь на расписные хохломские изделия так и кажется, что тут сказочная птица постаралась.

Посмотрите, как расписаны ложки, дощечки и многие другие предметы окружающие человека.

Создание такой посуды, долгий, кропотливый труд.

Посуда вырезалась из дерева, после чего покрывали жидкой глиной, просушивали, после пропитывали льняным маслом и слегка подсушивали. Потом покрывали специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами. Под конец покрывали особым маслом (оливой) и высушивали в шкафах-печах. Металлический порошок и масло придавали неповторимый золотой блеск.

Ребята, посмотрите на иллюстрации, скажите, какие основные цвета используют мастера?

Правильно – золотой, красный, черный, зеленый

Именно эти цвета являются основными для росписи хохлома.

Ребята, посмотрите на узоры, на что они похожи?

Похожи на травинки, ягодки, цветы.

Ребята, здесь также можно увидеть кустики, капельки, завитки, криуль.

Ребята, сегодня мы станем молодыми мастерами хохломской росписи. Я вас научу рисовать травку, кустики и рябину, вот так они выглядят.

Хотите попробовать? Ребята, это не простое задание, но думаю вы справитесь.

Садитесь на свои места.

Чтобы правильно нарисовать элементы хохломской росписи, посмотрите внимательно, я покажу как их нарисовать.

Чтобы нарисовать кустик нужно делать вот так:

Берем кисточку, окунаем в черную краску, лишнюю снимаем о край баночки, провожу кончиком кисти линию, слегка ее изгибая, вот так, после рисую травинки этого же цвета, посмотрите, как я рисую травинки, сначала маленькие, после больше и больше. После того, как я нарисовала травинки до середины линии, я рисую травинки более крупные и с изгибом, вот так: кончиком провожу до середины травинки, после всем ворсом и вновь кончиком кисти.

Вот и получается наш кустик.

Следующий элемент это рябина, сначала вы рисуете маленький кустик, вот так, посмотрите внимательно, после рисуете ягоды рябины, они рисуются кончиком кисти, вот так.

Прежде чем начнем, сделаем пальчиковую гимнастику:

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими).

И вот этак, и вот так, не обидятся никак

(потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(хлопки ладоней).

Не сидится им опять

(встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Ребята, что мы будем украшать?

Какими узорами, как они называются?

Какие краски будете использовать?

Основная часть

Указания к началу работы.

Не забывайте, что работаем аккуратно, соблюдаем пропорции. Если вам нужна помощь поднимите руку, я подойду и помогу вам.

Внимательно посмотрите на мой рисунок, они должны быть похожи.

Стараюсь видеть всех детей, на своем листочке показываю как рисовать элемент хохломы, если у ребенка не получается.

За 5-7 минут говорю детям о том, что пора заканчивать работу, осталось 5 минут.

Кто закончил работу, кладем аккуратно на стол для выставки.

Заключительная часть

Ребята, вам понравилось трудиться?

Что мы делали?

Какими узорами расписывали дощечку?

Как вы думаете, у вас получилось?

Какой элемент для вас был наиболее сложным?

Привлекаю детей к анализу.

Какие основные цвета используются в росписи хохлома?

Ребята, вы все очень хорошо постарались, посмотрите, как аккуратно расписали дощечки. Какие аккуратные травинки и кустики. Я уверена вашим мамам и папам очень понравятся ваши работы.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие. Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Золотая хохлома»

IMG]/upload/blogs/detsad-1045644-1486881896.jpg Проектировочный компонент. Цель: развитие декоративного творчества детей. Программное.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома» Конспект ООД по рисованию в старшей группе Тема: «Золотая хохлома» Задачи: Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Золотая хохлома» Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности на тему: «Золотая Хохлома» Цель: Продолжать воспитывать.

Конспект занятия для подготовительной группы «Золотая Хохлома» Програмное содержание: Познакомить детей с хохламской росписью,её историей,дать понять для чего служит роспись. Учить детей видеть и выделять.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома. Роспись хохломских тарелок» Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании. Задачи:.

Конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома» «Золотая хохлома» Программное содержание: -Познакомить с росписью на изделиях Хохломы; -Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка,.

Мастер-класс «Организация внеурочного занятия с использованием игровой технологии «Золотая хохлома» Цель: представление педагогам-ученикам опыта работы по использованию игровых технологий в организации внеурочной деятельности учащихся,.

НОД на тему “Ярмарка. Золотая хохлома” Проводил воспитатель первой квалификационной категории Ванян Айкуш Араратовна Цели: Развивать.

Конспект ННОД «Золотая хохлома» Образовательной деятельности детей в старшей группе

Закирова Гульнара Мизфатовна
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с хохломской росписью»

Цель : Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях .

Программное содержание :

Учить рисовать «завитки» . Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти.

Совершенствовать умение составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла .

Способствовать развитию чувства цвета, ритма, композиции;

Способствовать воспитанию интереса к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Демонстрационный материал : готовые изделия хохломских мастеров , образцы элементов хохломской росписи (осочек, травинка, усики, капелька, ягодка) , лист бумаги для показа способа рисования "завитка" с нарисованной основной веткой (криулем, образец вазы с хохломской росписью .

Раздаточный материал : готовые силуэты ваз затонированные в желтый цвет, гуашь, баночка с водой, салфетка, тычки из губки, кисточка на каждого ребенка, листочки для тренировки рисования «завитков» .

Методические приемы :

1. Словесный- рассказ детям о возникновении Хохломских изделий и росписи .

2. Наглядный – рассматривание изделий расписанных хохломской росписью , раздаточный и демонстрационный материал.

3. Практический – работа детей за столами.

Словарная работа : «завиток» , криуль, растительность.

Интеграция с ОО :

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Ход занятия:

Воспитатель : Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

Доброе утро, дети!

Доброе утро, гости!

Воспитатель : Отгадайте загадку

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома.

Что же это?.

Дети :Хохлома .

Воспитатель : Это загадка про хохломскую роспись . - Почему роспись назвали «Хохломской » , откуда она к нам пришла?

Воспитатель : Давным-давно зародилась эта роспись . Свое название она получила от названия села Хохлома , где начали украшать деревянные изделия. А затем устраивали ярмарки. На них продавалась красивая хохломская посуда , притягивая и привораживая всех своей яркостью и сочностью красок.

Воспитатель : -Сегодня мы отправимся на «Ярмарку изделий народных мастеров» .

Покружились, покружились и на ярмарке очутились.

(Звучит веселая музыка, дети встают полукругом (озвучка куклы)

Кукла : Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары !

Гости дорогие, подходите, поглядите,

Дети рассматривают на ярмарке изделия народных мастеров.

Воспитатель : - Мастера наносят рисунки точным, уверенным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающийся под тяжестью спелой ягоды, грациозные «усики» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветре. Хохломские мастера знают много замечательных приемов росписи – тут и крупные золотые цветы на красном фоне, и древняя «травная» роспись – тонкая-тонкая черно-красная травка весело вьется по золотому фону. Каждый цвет имеет свое значение.

Красный – огонь, любовь, преданность.

Золотой – солнце, свет, тепло.

Черный – земля, торжественность.

Зеленый – жизнь.

Воспитатель : Изделия служат прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны, полезны в быту. В комнате становится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хохломских изделий . Сейчас мы устроим в нашем детском саду ярмарку. Распишем посуду хохломским узором . Занимайте свои места в мастерской.

Воспитатель : -Но для начало нужно уточнить. На какой фон хохломские мастера наносят свой узор?.

Дети : На жёлтый, красный и чёрный фон.

Воспитатель : - Какие цвета используются при росписи ?

Дети.: Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель : -Что является главным рисунком?

Дети : -Растительность.

Воспитатель :-Какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать ?

Дети : «осочки» , «усики» , «капельки» , «ягодки» , «травинки» .

Воспитатель : - Поиграем в игру «Угадайка» . Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи , а вы назовите их правильно. Согласны?

Дети : Да.

Воспитатель : -На чем расположены все элементы?

Дети : На центральном стебле (криуль) .

Воспитатель : А теперь мы отдохнем. (физминутка)

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.

Воспитатель : - Сегодня мы познакомимся с одним из элементов – «завиток» .

Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится на весу над столом) : тремя пальцами, вертикально к бумаге.

Смотрите внимательно, как рисовать красивый элемент хохломы - "завиток".

Воспитатель : Сначала начинаем рисовать концом кисти , делаем закругление, постепенно увеличивая нажим на кисть. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем. А теперь потренируйтесь рисовать "завиток" на своих листочках (дети упражняются) .

Воспитатель : Поупражнялись, перейдем к основной работе. У вас на столе лежат вазочки. Сегодня мы их разрисуем хохломской росписью .

Вспомним, в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.

Дети : Сначало «ягоды» тычком, затем «осочки» , «усики» , «капельки» ,

«завиток» , «травка» .

Воспитатель : Устроим выставку - ярмарку ваших работ, пусть все полюбуются. Какая работа больше понравилась? Почему? (высказывания детей)

Воспитатель : - С какой росписью были разрисованы изделия для ярмарки ?

Дети : хохломской .

Воспитатель : - Почему роспись назвали хохломской ?

Дети : свое название получила от села Хохлома .

Воспитатель : Какие элементы росписи вы знаете ?

Дети :: «осочки» , «усики» , «капельки» , «ягодки» , «травинки» , «завиток» . Воспитатель : Хочется сказать такие слова :

"Как волшебница жар - птица,

Чародейка, мастерица - золотая хохлома

Воспитатель : Спасибо вам, ребята, за такую красоту!

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с хохломской росписью «Не каша кормит, а ложка» Программное содержание: 1. Развивать интерес к народному декоративно – прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.

Конспект занятия по ознакомлению с хохломской росписью «В лес по ягоды» Ход образовательной ситуации: На столе стоит хохломская посуда. Дети подходят и становятся полукругом. Воспитатель: Ребята, посмотрите какая.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Знакомство с элементом хохломской росписи «смородина» Программное содержание: - воспитывать эстетический художественный вкус детей, стремление овладевать навыками, приемами хохломской росписи;.

Доклад «Экспериментальные формы работы с детьми III г. о. по ознакомлению с хохломской росписью» Доклад на тему:«Экспериментальные формы работы с детьми III г. о., по ознакомлению хохломской росписи». Доклад подготовил: СарапуловаВ. С.

Конспект НОД в старшей логопедической группе с ФФН «Чудо-мастерская Хохломы»

Данный конспект может быть полезен для воспитателей старших дошкольных групп, воспитателей коррекционных старших дошкольных групп. Этот конспект направлен на развитие познавательных, речевых, художественно-творческих способностей у детей. Можно использовать как итоговое занятие по теме «Посуда» и как итоговое занятие по закреплению знаний по декоративно-прикладному искусству по теме «Хохлома».

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
Тема недели: "Посуда"
Цель: формирование и развитие основ художественной культуры детей через народное декоративно-прикладное искусство Хохломы.
Задачи:
образовательные - закрепить знания об особенностях хохломской росписи - ее производстве, истории;
развивающие - учить детей создавать узоры на полосе из знакомых элементов хохломской росписи на силуэтах посуды; упражнять в прорисовке главных и дополнительных элементов узора; упражнять в рисовании всем ворсом, концом кисти, тампоном, спичкой, пальцем; развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов;
воспитательные - воспитывать у детей любовь к природе, своей Родине, народному творчеству.
Коррекционно-речевые задачи:
развитие связной речи, продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, активизация прилагательных, глаголов в речи;
развитие мелкой моторики рук посредством работы с кистью, пальчиковой гимнастики;
активизация слов: хохлома, элемент росписи, изделие, мастер, вытачивают, расписывают, и т.д.
Предварительная работа: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Хохломы, организация мини-музея изделий хохломской росписи, беседа о Хохломе, рассматривание альбома «Русское народное творчество», чтение стихов, прослушивание песен о Хохломе, дидактические игры: «Найди элемент хохломской росписи на изделии», «Составь красивый узор и расскажи о нем».
Демонстрационный материал: хохломская посуда, таблицы: «Последовательность изготовления хохломских изделий», «Последовательность рисования хохломских узоров», карточки с элементами хохломской росписи, мольберт.
Раздаточный материал: тонированные силуэты посуды, кисточки №2, подставки для кисточек, баночки с водой, салфетки(20 штук), тампоны (20 штук), спички (10 штук), гуашь (желтая, красная, зеленая, черная), книга «Хохломская роспись».
Техническое оборудование: записи мелодий (народные инструменты).

Ход образовательной деятельности.
1. Воспитатель. Сегодня мы с вами побываем в дивном мире Хохломы, в мире праздника, музыки, в мире сказок. Я приглашаю вас в свою художественную мастерскую.
(Звучит тихая, русская народная музыка. На столах разложена хохломская посуда. Дети любуются ею.)

Воспитатель. Посмотрите, как красиво в моей мастерской. Что украсило ее?
Дети. Мастерскую украсила посуда.
Воспитатель. А что мы можем сказать об этой посуде, какая она на вид?
Игра «Назови признаки».
Дети. Красивая, расписная, праздничная, яркая, веселая, блестящая, радостная, сказочная. (Предлагаю детям сесть за столы)
2. Воспитатель. Послушайте загадку и отгадайте ее.
Резные ложки и ковши
Ты загляни-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут не здешней красоты
Блестят они как золотые
А может солнцем залитые.
Воспитатель. Что это?
Дети. Хохломская посуда.
3. Воспитатель. А почему она называется хохломской?
Дети. Издавна в маленьких заволжских деревеньках делали и расписывали деревянную посуду. И везли ее в большое село Хохлома. А из Хохломы на ярмарки в разные города на продажу. Покупатели спрашивали: «Откуда посуда?», а мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая Хохлома». Стали посуду называть хохломской.
4. Воспитатель. Давайте вспомним, как изготавливалась хохломская посуда. А поможет вам в этом вот эта таблица.
Игра «Что делают с изделиями до их росписи?»


(АЛГОРИТМ «Последовательности изготовления хохломских изделий».)
Дети. 1. Вытачивают из дерева;
2. Покрывают жидкой глиной и сушат;
3. Шлифуют;
4. Пропитывают льняным маслом и сушат;
5. Покрывают алюминиевым порошком и сушат;
6. Расписывают узорами;
7. Покрывают лаком;

8. Сушат, «закаливают» в печи.
Воспитатель. Какие цвета используют в хохломской росписи?
Дети. В хохломской росписи используют черный (красный, зеленый, золотой - желтый) цвет.
5. Воспитатель. Давайте назовем элементы хохломской росписи и найдем их на карточках.
(Дети называют элементы хохломской росписи, берут соответствующую карточку и ставят на полочку)


Дети. - В хохломской росписи есть элемент осочка.
- В узорах хохломской росписи есть элемент травинка.
- В хохломских узорах рисуют усики.
- В хохломской росписи есть элемент завиток.
- Хохломские узоры украшают капельками.
- Хохломские узоры расписывают листочками (простыми и сложными).
- В хохломской росписи рисуют цветочки.
- В хохломской росписи рисуют ягодки.
Воспитатель. - А какой главный элемент в хохломской росписи?
Дети. - Главный элемент в хохломской росписи это центральная линия - ветка, с которой начинается весь узор.
6. Воспитатель. Вы заметили, что в хохломе все элементы называют ласково. Это потому, что люди очень любили природу, любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод. А ягоды в хохломе рисовали разные и называли их ласково. Давайте и мы с вами попробуем это сделать. Я буду вам показывать ягоды, а вы будете их ласково называть.
Игра «Назови ласково».

Дети. Ягодка, малинка, клубничка, земляничка, рябинка, смородинка, вишенка, ежевичка, и т.д.

Воспитатель. А теперь давайте немного отдохнем.
7. Физкультминутка «На полянке».
Качает травку ветерок (дети покачиваются из стороны в сторону).
Дрожат, дрожат травинки (быстро машут поднятыми над головой кистями рук).
От гибких рук до тонких ног
Прогнулись наши спинки (два раза в ритм прогибают спину)

Нас кружит ветер заводной (кружатся на месте),
Болтает влево - вправо (покачиваются влево - вправо),
Но вот он стих ночной порой
И мы сидим устало (приседают).

А утром солнышко взошло,
Все радостно проснулись (встают, потягиваясь и улыбаясь).
Ведь новый день улыбку шлет,
Мы к солнцу потянулись (поднимают руки вперед и вверх).

А теперь проходим на свои места.
8. Воспитатель. Заговорилась я с вами, а у меня работы много, посмотрите, сколько посуды не расписано. Может, вы мне поможете? Давайте будем, как настоящие художники, расписывать посуду хохломскими узорами, создавать красоту своими руками.
У вас на столах лежат силуэты посуды, а материал, который вам потребуется, подберите сами.
Правильно расположить элементы узора хохломской росписи поможет вам эта таблица.


(АЛГОРИТМ «Последовательности рисования хохломских узоров».)
Воспитатель. Что мы рисуем сначала?
Дети. Сначала мы рисуем центральную ветку.
Воспитатель. Что мы рисуем потом?
Дети. Потом мы рисуем крупные элементы: ягодки, цветочки, листики.
Воспитатель. А что потом рисуем?
Дети. Потом рисуем вокруг крупных элементов мелкие: завитки, травинки, усики, капельки и т.д.
Воспитатель. Не забывайте: кисть держать прямо, рисовать элементы концом ворса. А теперь начинайте работу.
(Рисование проходит под тихую спокойную музыку. Во время работы слежу за правильной осанкой детей, за правильным размещением центральной линии, за различным изображением завитков, за правильным подбором средств, для изображения ягод и листьев.)
Воспитатель. Заканчиваем работу. Пусть наши пальчики немного отдохнут, а работы подсохнут.
9. Пальчиковая гимнастика «Цветки».

Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.

(Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачивание кистями рук вправо, влево. Медленное сжимание пальцев в кулаки, покачивание кулачков вперед, назад.)
10. Анализ работ.
Воспитатель. А теперь ребята возьмем свои работы и выставим их на полочку.
(Дети поочередно ставят свои работы на полочки.)


Воспитатель. Я предлагаю вам выбрать из этих работ те, которые вам больше понравились и рассказать о них.(2-3 анализа работ самими детьми).
11. Итог.
Воспитатель. Молодцы ребята! Все ваши работы получились яркими, радостными, и немножко сказочными.
Воспитатель. Скажите, что вам понравилось в моей мастерской?
Предполагаемые ответы: «Мне понравилась выставка хохломской посуды»
Воспитатель. Скажите, что вам понравилось делать в моей мастерской?
«Мне понравилось играть в игру «Назови ласково»; «Мне понравилось расписывать хохломскую посуду»; «Мне понравилось выполнять упражнения «На полянке»; «Мне понравилось делать пальчиковую гимнастику «Цветки», и д.п.
Воспитатель. Сегодня вы все постарались на славу, как настоящие мастера!
Моя мастерская с вашими работами стала еще краше.
- Есть такая пословица: «Сделал дело, гуляй смело!» Вот и к нам приехали гости из самой Хохломы. Они приехали к нам с частушками, давайте их послушаем.

Частушки.
Хохлома, Хохлома,
Наше чудо дивное!
Мы рисуем Хохлому -
Красоту невиданную

Рисовали травку
Солнечною краской,
Ягоды - огоньки –
Алой краской от зари.

Краски яркие горят,
Украшаем все подряд:
И посуду и столы.
Это все из Хохломы!

Ох, Россия, ты Россия,
В каждом граде терема.
Всей земле на удивленье
Золотая Хохлома.

Гости Мы вам хотим подарить книгу «Хохломская роспись». Из нее вы еще больше узнаете об узорах золотой Хохломы.
Воспитатель. Давайте поблагодарим наших гостей за их подарки и попрощаемся с ними. А теперь и нам пора возвращаться в группу.

Цель: Познакомить детей с основами хохломской росписи

Задачи:

1. Научить выделять элементы хохломской росписи.

2. Раскрыть красоту «Золотой хохломы» через эстетическое восприятие предметов быта.

3. Отработать простейшие приемы кистевой росписи в выполнении травки.

4. Развивать чувство ритма, творческие способности детей.

5. Воспитывать эстетический вкус, интерес к народным художественным промыслам.

Оборудование и материалы: деревянный бочонок, короб с хохломской посудой, наглядность, иллюстрации с изображением хохломской посуды, сарафан, кокошник, гуашь, альбомные листы, магнитофон.

В группу входит Девчушка - веселушка в расписном сарафоне, кокошнике.

Добрый день, честной народ. Я девчушка-веселушка, шла, шла, да на вас набрела. Иду из края не близкого и не далекого. Из Нижегородской области, из села Хохлома, что стоит на великой реке Волге.

- Наши края не простые, а чудесные. Чего не коснется рука мастеров, чаши ли, ковша ли, тарелки - всё заблестит ярким пламенем, горит ярче солнца красного. Вот что я с собой принесла вас удивить, да порадовать. (Показывает короб с хохломской посудой).

- Посмотрите, как украшена эта посуда. Что вы видите на ней? Чем она расписана? (травкой, ягодами, листочками, цветами, птицами).

- Да, много на посуде чудных украшений, но славится Хохлома прежде всего за необыкновенное золото, т.е золой цвет посуды.

- Золотистой посуда становится не сразу. Все её приключения начинаются с выдалбливания из хорошей просушенной древесины, которая называется заготовка или бельё.

- Затем заготовку грунтуют, покрывают тонким слоем глины. После просушки посуда покрывается олифой и втирается в неё алюминиевый порошок.

- А раньше, наши предки применяли оловянный порошок, но на этом путешествие посуды не заканчивается. Её расписывают умелые мастера и покрывают специальным лаком. Ставят на обжиг в большую печь, где под воздействием высокой температуры алюминиевая поверхность становится золотистой.

- Вот такой секрет хохломского золота.

- А теперь скажите мне какие же пути проходит хохломская посуда до того, как попадает к нам?

- Какие цвета используют наши мастера? (черный, красный, желтый зелёный).

- Вы, наверное, уже заметили, что на разной посуде разный фон, и в зависимости от фона подобраны различные приемы росписи. Существует 2 приема росписи: «верховая» - рисунок идет по серебристому фону, а после обжига становится золотистым. И «фоновая» - рисунок идет по цветному фону красному или черному. Покажите мне посуду, где используется «верховая» (фоновая) роспись. Какой здесь фон?

- И мы сегодня с вами научимся выполнять главный элемент росписи - «травку», по желтому фону. У нас будет «верховая» роспись.

- А сейчас возьмите маленькие кисточки, мы потренируемся рисовать элементы травки. Начнем с ресничек: кисточку держим тремя пальцами, кончиком кисти ведем вниз, нажимаем середину, и заканчиваем тоже кончиком кисти без нажатия.

- Теперь нарисуем травинки, они очень похожи на реснички, только нажим используется сильнее.

- А теперь выполняем пару капелек. Начинаем кончиком кисти и промакиваем. Молодцы. Отложите свои работы и кисточки.

- Возьмите белую полоску. Сейчас попробуем изобразить хохломскую травку. Начинаем рисовать криули. Располагаем их посередине, чтобы с краев осталось место. В полоску должно войти три криуля. Криули располагать так, чтобы образовалась волнистая линия. Затем украсим все кустиками, которые идут от углов. Кустик состоит из травинок. Одна травинка идет по линии одного криуля, другая по направлению следующего криуля. Элементы не должны соединяться. Кустик можно закончить капелькой. Остальное украсим травинками с ресничками.

- Молодцы. Теперь положите кисточки и сядьте прямо.

- Ну вот мы стали настоящими мастерами. И должны все вместе украсить вот этот деревянный бочонок.

- Узор будет еще лучше если добавить ягод. Их мы расположим внутри криулей.

- Мастера, скорей за дело!

- Украшай бочонок смело.

- Составляй хохломской узор,

- Чтобы радовал он взор!!!

Кисть хохломская, большое спасибо, сказывай сказки для радостей жизни. Ты, как душа человека красива, ты, как и люди, служишь отчизне!

«Хохлома»

Птицы и перья, круженья, разводы,

Листья и стебли, колосья и злаки,

Редкие, мудрые формы природы,

Сердца влюбленного тайные знаки.

Это придумали русские люди,

Те, что молились пенькам и березкам,

На деревянном языческом блюде

Травы, цветы, легендарные розы.

Как я люблю хохломское искусство!

Ложки и те у меня хохломские,

К ним у меня постоянное чувство,

С детства они мне родные, родные!

Я разложу их и гости довольны,

И никаких замечаний, и жалоб.

Слышно одно в разговоре застольном:

Щец бы горячих, борща не мешало б!

Кисть хохломская, большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни.

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь отчизне!

Виктор Боков

Как итог, создание альбома «Хохломская роспись».

Елена Герасимова
Конспект ООД по художественному творчеству в старшей группе «Рисование по мотивам хохломской росписи»

Программные задачи:

Познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства - хохломой, с его историей и истоками, с этапами изготовления хохломских изделий.

Учить детей рисовать элементы хохломской росписи: ягоды, травка, листики, завиток, капелька, усики и т. д.

Развивать умение детей расписывать изделия в соответствии с изучаемым видом искусства.

Воспитывать любовь к искусству, любовь к прекрасному, интерес к познанию русской народной культуры.

Материал: хохломские изделия, заготовки-шаблоны хохломской посуды (на каждого ребенка, кисти, тычки, гуашь, стаканчики с водой, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства, чтение стихов о русских народных промыслах.

Очень хорошее настроение дарит нам всем декоративно-прикладное искусство.

Декоративное – украшенное, красивое.

Прикладное – применяемое в быту, т. е. все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.

И еще это искусство называется народным, так как все это создавалось и создается народом. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – хохломой.

Кому посуда для кашки-окрошки,

Чудо - блюдо да чашки, ложки?

Откуда посуда? Да к вам приехала сама

Золотая Хохлома!

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился цветок на плошке,

Ягодка клюква поспела на поварешке.

Клюет эту ягоду птица – золотое крыло.

Полюбуйтесь на предметы, расписанные узором хохломской росписи.

Послушайте легенду о хохломской росписи.

«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой».

Была и еще одна история в селе Хохлома:

«Жил мужичок, у которого большого богатства не было, но он был очень талантливым. Все в гости к нему приходили и дивились его чудной посудой. Как-то царь его спросил: - Что же ты так хвалишь свое искусство? А мужичок отвечает: «Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».

И правда, посуду опустишь в воду – а она не тонет, потому что сделана из дерева. А когда художник покрывает расписанную посуду лаком, да не один раз, а 5-6, потом в печь поставит, вот тут-то волшебство и происходит. От жары лак пожелтеет, и блеск металлический из-под него зазолотится. Из печи чашу вынимают уже золотой.

Теперь пришло время и за кисть браться. А как же расписывать эту посуду?

Элементы для росписи мастера брали из жизни – это травинки, ягоды, листики, цветы, птицы.

Какие основные цвета в росписи?

(красный, черный, зеленый, желтый, золотой)

Какие чувства символизируют эти цвета?

(красный – радость, золотой – тепло, счастье, богатство, зеленый – цвет жизни, природы, черный – торжественность)

Главный элемент росписи – травка.

Как нужно рисовать травку? (концом тонкой кисти)

В хохломе завивающаяся травка называется «Кудрина» .

- «Ягодки» - обычно наносят по три или веточкой (смородина) . Для рисования ягодок можно использовать кисть или тычок.

- «Усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины.

- «Завитки» – выполняются с легким нажимом в середине элемента.

- «Осочки» – выполняются легким движением кончика кисти сверху вниз.

Черной краской делают оживку – тоненькие веточки и травинки.

Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета. Орнамент не должен прерываться.

Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза по изогнутой линии).

А теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства, давайте попробуем расписать эту удивительную посуду.

Но для того, чтобы линии у вас получились точные и аккуратные, необходимо поработать с нашими пальчиками.

Играет народная мелодия. Дети повторяют за воспитателем движения пальчиками в воздухе (волнистые линии, завитки, травка, осочки, ягодки, капельки) .

Ребята, у вас на столе лежат шаблоны различной посуды. Представьте, что мы с вами в мастерской и вы народные умельцы.

Каждый из вас должен выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им свой шаблон посуды.

Итог занятия

Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда, яркая, красочная, праздничная. Какие работы получились самые выразительные и аккуратные. Объясните свой выбор.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественному творчеству во второй младшей группе «Есть у солнышка друзья» (нетрадиционное рисование) Конспект НОД по художественному творчеству "Есть у солнышка друзья" (нетрадиционное рисование) Подготовила: Антропова Наталья Александровна.

«В мастерской гжельских художников» Декоративное рисование в старшей группе Цели: продолжать приобщать детей к народной культуре через.

Конспект открытого занятия НОД по художественному творчеству (рисование) в группе раннего развития «Мыльные пузыри» Интеграция образовательных областей: художественное творчество (рисование, коммуникация, познание, музыка, здоровье Задачи: -продолжать.

Конспект занятия по художественному творчеству в первой младшей группе «Бусы для Машеньки» (рисование фломастерами) Задачи: Учить детей рисовать замкнутые лини похожие на круги. Учить создавать красивые бусы круглой формы, располагая их на веревочке. Учить.