Тип урока: комбинированный
Цель
формирование представлений о работе почты и разнообразии почтовых отправлений (письмо, открытка, бандероль, посылка). Показать разновидности почтовой марки. Раскрыть значение почтовой связи. Показать путь письма от отправителя к адресату.
Планируемые результаты
Предметные
Научатся: наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений от отправителя до адресата; различать почтовые отправления (письма, бандероли, посылки, открытки).
Метапредметные
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять
Познавательные: выдвигать предложения и доказывать их; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний4 извлекать информацию из иллюстраций учебника.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию; оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, эстетических потребностях, ценностях и чувствах
Основные понятия и определения
Почтовый работник, письмо, почта, отправитель, адресат, почтовые конверты, почтовая марка
Подготовка к усвоению нового материала
Определим этапы путешествия письма. Научим-ся различать виды почтовых отправлений.
Вспомните (по своим наблюдениям), как работает почта. Подумайте, какую роль играет почтовая связь в нашей жизни.
Изучение нового материала
Как путешествует письмо?
Как письмо Муравья Вопросика попадёт к его другу, живущему в другой стране? Вырежете из рабочей тетради картинки и распо-ложите их в правильном порядке. Расскажите по полученной схеме о путешествии письма. Поменяйте местами картинки и попросите со-седа по парте найти ошибки.
отправитель
Письмо, открытка, бандероль, посылка — всё это виды почтовых отправлений. Найдите их на рисунке. Проверьте себя с. 92
Осмысление и понимание полученных знаний
Выскажите предположения, что изображено
на старинных рисунке и фотографии. Проверьте себя с. 92 .
Вывод
От отправителя к адресату письмо прохо-дит большой путь. Работники почты мо-гут доставить его в любую точку страны и мира. Спасибо им за это!
1.Кто такие отправитель и адресат?
2.Опишите путь письма от отправителя к адресату.
3. Перечислите виды почтовых отправлений.
как путешествует письмо
Мультфильмы : Почта
Стихи - Почта (С . Маршак )
Как работает почта .
Профессия почтальон. Анимационные картинки для детей.
- познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений, правилами написания письма
- расширить представление учащихся о жизни почтовых голубей
- развивать информационную грамотность и коммуникативные способности учащихся
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
- словесный : сообщение новой темы
- наглядный : работа с презентацией
- практический : работа с раздаточным материалом
Оборудование:
- компьютер
- мультимедийное оборудование
- карточки с изображением почтовых отправлений
- доска-тренажер по ПДД
Ход урока
I. Актуализация.
С боку марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое,как птица,
Если захочешь -
За море умчится. (письмо )
Постановка цели урока.
Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, как путешествует письмо, как работает почта.
II. Формирование новых знаний.
Вступительная беседа (интрига)
Сегодня, когда я шла на урок, увидела нашего Муравьишку. Он сидел и плакал. Оказывается в далёкой- далёкой стране у него живёт друг. Муравьишка очень хочет рассказать своему другу о том, чему он научился в первом классе. Но как это сделать, он не знает. Давайте поможем ему. Что вы можете предложить?
(рассуждения детей)
Верно, ребята, Муравьишка должен написать письмо. Он уже умеет хорошо писать. А вот и Мудрая Черепаха, она принесла ему лист бумаги. (на доске изображения сказочных героев )
Если Муравьишка напишет о себе на этом листочке, сможет ли он отправить его другу? Почему? А что ещё ему нужно? (конверт )
Верно, только в конверте лист бумаги станет письмом и сможет отправиться в путешествие. Пока Муравьишка пишет письмо своему другу, мы с вами узнаем как оно должно дойти в далёкую страну, другими словами как путешествует письмо.
Знакомство с работой почты
(презентация и пояснения учителя)
1 слайд - почтовый ящик на почте
Когда мы хотим отправить письмо, мы в первую очередь должны положить его в конверт с маркой и опустить в почтовый ящик для писем на почте.
2 слайд - почтовый мешок с письмами
Из ящиков почту собирают в специальные почтовые мешки и везут на спец. машинах на почту.
3 слайд - стопки писем
На почте письма сортируют по пунктам назначения и ставят штамп с датой отправки.
4 слайд - самолёт и поезд
Как вы думаете на чём отправляют почту в другие города и страны?
Верно, почту в далёкие страны отправляют на самолёте, а на более близкие расстояния на поезде, на машине.
5 слайд - самолёт и багаж
В пунктах назначения, в аэропорту или на вокзале специальными Машинами эту почту развозят по почтовым отделениям.
6 слайд - почтовая сумка
На почте почтальоны сортируют письма непосредственно по адресам, ставят штамп с датой доставки.
7 слайд - почтовые ящики на двери
Почтальоны расходятся по адресам и раскладывают письма в ящики получателям.
Вот так путешествует письмо.
Физминутка под музыку детской песни
"Вместе весело шагать по просторам"
Знакомство с маркой.
Мудрая Черепаха принесла Муравьишке два конверта.
Взгляните на них. Какой конверт должен выбрать наш друг и Почему? (ответы детей )
Правильно конверт с маркой. Марка оплачивает доставку письма. Марки бывают самые разные: большие и маленькие, цветные и простые. Коллекционирование марок называется филателией Многие взрослые даже коллекционируют марки. Таких людей называют филателистами.
(показ слайдов с марками )
Марки собирают по темам, например: спорт, птицы, транспорт.
На марке указывается цена. Но не все марки можно использовать для отправки писем. Есть марки негашеные: они без печати, такие марки имеют ценность ими можно пользоваться для отправки писем. Есть марки гашеные:на них уже стоит печать, ими пользоваться нельзя.
Историческая справка о почтовых голубях.
Как вы думаете, ребята, каким образом много лет назад люди Могли передавать сообщения друг другу, когда не было почты, не было поездов и самолётов, радио и телеграфа.
(рассуждения детей )
(показ слайдов с изображением почтовых голубей)
Почтальоном был голубь. Его так и называли - почтовый голубь. Почтовые голуби могли точно находить дорогу и возвращаться даже из очень отдаленных мест, находящихся на расстоянии 500 и более километров. Много лет людям служил почтовый голубь. Сейчас, когда почту доставляют самолётами и другими видами транспорта, даже есть электронная почта через Интернет, голубиная почта утратила свое значение. В мирное время почтовые голуби приобрели статус спортивных, но в любое время их можно использовать, как почтовых. К примеру в Англии почтовых голубей используют для доставки в лаборатории крови больных для анализа, с Олимпийских игр в Токио и Мюнхене было доставлено почтовыми голубями в редакции газет сотни фотоплёнок.
Физминутка на релаксацию под музыку.
Однако во время войны голубей использовали для доставки донесений. В Японии даже вывели новую породу голубей, способных летать ночью: враг не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, а дневные хищные птицы его не схватят.
Работа с учебником.
Прочитайте в учебнике,что об этом говорит Мудрая Черепаха (читает ученик )
Что нового вы узнали из прочитанного, о чём я не рассказала?
(ответы детей)
Правильно. Голуби, которые имели особые заслуги и спасли жизни людям, установлены памятники.(показ слайдов ).Этот памятник установлен во Франции в городе Лиль.
Бронзовый памятник голубю (точнее, голубке) есть и в Англии... Это произошло в 1942 году. Английскую подводную лодку повредили фашистские самолеты, и она вынуждена была опуститься на дно. Гибель казалась неминуемой. На борту подлодки жили два голубя. К лапкам птиц прикрепили записки с указанием координат - местонахождения лодки, поместили их в специальную капсулу, которую через торпедный аппарат выбросили наружу. Голубь во время шторма погиб, а голубка сумела долететь до базы. И помощь пришла. За этот подвиг голубка была удостоена высшей военной награды Великобритании и увековечена в образе бронзовой птицы.
III. Формирование новых навыков.
(закрепление и отработка полученных знаний)
Ребята Муравьишка уже написал письмо. Ждёт нашей помощи.
Давайте расскажем и покажем ему как же будет путешествовать его письмо. Что должен сделать Муравьишка в первую очередь, чтобы его письмо отправилось в путешествие?
(ответы детей)
(показ слайда - конверт )
Как называют того, кто отправляет письмо и того, кто его получает? (показать где пишется адрес )
Чтобы добраться до почты в большом городе, ему необходимо найти безопасный путь. Давайте напомним ему правила перехода улицы и поможем ему, чтобы с ним не случилась беда.
Физминутка "Светофор"
Работа с доской тренажёром по ПДД
Молодцы, ребята. Муравьишка очень рад. Давайте вспомним и расскажем нашему другу что же дальше будет с его письмом. А помогут нам в этом картинки. надо расположить их в нужном порядке и доказать свой выбор.
(задание на экране )
Мы рассказали, а теперь давайте покажем.
Практическая работа.
(дети выкладывают карточки в учебнике )
Проверка на экране.
IV. Итог урока
Молодцы, ребята. Вы сегодня помогли своему другу.
Муравьишка очень рад, что у него есть такие друзья. Он многое узнал сегодня. А что вы интересного узнали сегодня на уроке?
(высказывания детей )
А если вы захотите поздравить своего друга, то что ему можно отправить? (открытку)
Как её можно отправить? Нарисуйте открытку для своего друга дома.
Лелюк Оксана Васильевна
МБОУ СОШ № 143 г. Красноярска
Учитель начальных классов
Предмет : окружающий мир.
Класс: 1 .
Тема урока : «Как путешествует письмо?»
Тип урока : первичное восприятие новых знаний.
Цели урока :
образовательные : раскрыть роль почтовой связи в жизни людей; познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений;
развивающие : развивать коммуникативные способности учащихся; развивать информационную грамотность учащихся; развивать способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
воспитательные : формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир; формировать ориентацию на успех в учебной деятельности и понимание его причин.
Формируемые УУД:
регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; умение вносить необходимые коррективы;
коммуникативные: умение допускать возможность существования различных точек зрения; умение договариваться и приходить к общему решению;
предметные: умение проявлять понимание, что реальная ситуация может быть представлена схемой; умение находить и сопоставлять предметы и их назначение; умение ориентироваться в сферах труда;
личностные: умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации; умение использовать знаково-символические средства; умение устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: презентация Microsoft Power Point «Как путешествует письмо?», большой конверт с заготовками для оформления, письмо, бандероль, посылка, заготовка для групповой и парной работой.
Ход урока.
Орг. момент.
Актуализация знаний.
Кто стучится в 1 «Е» С толстой сумкой на ремне, Это он, э то он, красноярский почтальон! — У нас гость.
Читает ребенок в начале урока (почтальон).
В квартире Услышав про адрес, Я, дядя, Направилась Сестрёнка ему | Сказал почтальон Но Слава, Идёт письмоносец Тарелки Сказал почтальон, | Спустился во двор И здесь Присел почтальон, Письмо Два слова И я вас прошу: |
— И что, уважаемый почтальон, Вы думаете, что Неумейка среди нас?
— Нет (отвечают дети).
— А как помочь Неумейке! Что мы можем ему посоветовать.
— А давайте тоже напишем ему письмо. Можно?
— Вы знаете, я уже устал его искать и поэтому написал уже ему письмо. Вот оно. Вы приготовьте его, чтобы я зашел, забрал и отнес его на почту. Да, вот еще его вещи. Я их уже упаковал, конечно, пусть пока полежат у вас. Здесь: фотография, шарф, конструктор (достает из сумки конверт, бандероль, посылку, листок с письмом, при этом их не называет). Все это я приготовил для Неумейки, чтобы он хоть чему-нибудь научился глядя на них. А я пойду пока, доделаю свои дела, да на обратном пути это все и заберу.
Постановка цели.
— Тогда давайте скорее начнем. Кто умеет писать письма? Кто знает, как их подписывать? Куда нести? Когда и как оно дойдет до Неумейки? Что будем делать? А все это умеют?
— Кто же мне скажет, чем сегодня нам придется заняться на уроке. О чем мы будем сегодня говорить? (Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, что такое письмо и как путешествует письмо, как работает почта).
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
Собираем письмо.
— Что такое письмо? (Письмо — это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь).
Что нужно, чтобы письмо смогло дойти до Неумейки? (Нужен конверт и марка).
Конверт — пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливается из разных материалов.
Давайте его рассмотрим. Найдите слова «От кого», «Кому».
«Отправитель» — это тот, кто отправляет письмо (тот, от кого оно приходит). В нашем случае – это мы.
«Адресат» — это тот, кто получает письмо» – Неумейка.
(На конверте указывается адрес: имя, фамилия, название организации, улица, дом, квартира, почтовый индекс).
Почтовый индекс. Слово означает «указатель». «Индекс» — это последовательность букв и цифр, которые облегчают сортировку писем. В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры — это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец. Дело в том, что индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца.
На письме должна быть марка. Марка — это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие. Но марки бывают очень интересными и красивыми, многие люди их коллекционируют — это филателисты.
Вот мы закончили оформлять конверт. Теперь его можно отправить, но куда?
Определяем участников, которые занимаются почтовой рассылкой?
Письма готовы. Отправляем их в путешествие. Но как это сделать.
Загадки к каждой картинке. (Дети по очереди читают загадки, а на доске поочередно закрываются нужные окошечки).
1 загадка
Я синего цвета
Вишу на стене
И много приветов
Хранится во мне. (Почтовый ящик)
2 загадка
Все вести
Собрались вместе. (Мешок с письмами)
3 загадка
На столе на видном месте
Собирают вести вместе.
А потом его жильцы
Полетят во все концы. (Письма на столе)
4 загадка
Что за птица
Песен не поет
Гнезда не вьет
Людей и груз везет? (Самолет )
5 загадка
Полотно, а не дорожка
Конь не конь – сороконожка
По дороге той ползет
Весь обоз один везет. (Поезд)
6 загадка
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне … (Почтальон)
7 загадка
Дома из жести,
А жильцы в них – вести . (Почтовые ящики)
Физминутка .
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
Работа в группах . Определение последовательности в работе почты.
— Все эти предметы участвуют в путешествии письма. Сейчас у себя на парте вместе со своим соседом по парте расположите их в той последовательности, как вы считаете.
По очереди выходят учащиеся и определяет последовательность каждого этапа. Все остальные сравнивают со своими схемами.