Трудовая мотивация: проблемы, теория и практика. Трудовая мотивация персонала: от потребностей к возможностям Психологические проблемы мотивации трудовой деятельности

Проблема мотивации профессиональной деятельности в психологических исследованиях.

Термин «мотивация» по-разному используется разными авторами. Отмечая многообразие теоретических подходов к изучению этого явления, С.Гроссман приходит к выводу о том, что мотивация - это не более чем «ускользающая теоретическая конструкция». Вместе с тем, практически все авторы сходятся на том, что мотивация является источником (побудителем) активности. Так, В.Г.Асеев под мотивацией понимает «все виды побуждений: мотивы, потребности,- интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.». Подробный анализ мотивации различных конкретных форм поведения человека мы находим у П.М.Якобсона, который также включает в это понятие самые разные психологические образования, побуждающие субъекта к деятельности.

Кроме побуждающей функции, мотивация определяет также направленность поведения и деятельности. Несовпадение этих двух функций подчеркивает Ж.Ньюгтен, указывающий на наличие двух аспектов мотивации - динамического, то есть порождающего активность личности, и аспекта направленности. Аналогичная мысль (хотя и довольно сложно сформулированная) содержится у Й.Лингарта, который рассматривает мотивацию как фазу «активационного континуума, в котором действуют внутренние управляющие факторы, высвобождающие энергию, направляющие поведение на определенные стимулы и совместно определяющие форму поведения»

К.Замифир выделяет три составляющие мотивации:

Внутренняя мотивация (интринсивная) - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Это то, что порождается в сознании человека самой трудовой деятельностью: понимание ее общественной полезности, удовлетворение, которое приносит работа, т. е. результат и процесс труда. Такая мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без какого-либо давления.

Внешняя мотивация содержит те мотивы, которые находятся за пределами самого работника и труда как такового: заработок, боязнь осуждения, стремление к престижу и т.д.

Внешняя положительная мотивация (экстринсивная) - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. К ней относятся: материальное стимулирование, продвижение по работе, одобрение со стороны коллег и коллектива, престиж, т. е. те стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия.

Внешняя отрицательная мотивация - наказания, критика, осуждение, штрафы и т. п.

Проблема мотивации трудовой деятельности - одна из наиболее актуальных как для зарубежной, так и для отечественной школы. Важность ее решения определяется тем, что мотивация является необходимой для эффективного осуществления трудовой деятельности. Именно через понимание мотивации человека лежит путь к эффективной профессиональной деятельности.

Проблема трудовой мотивации в явном виде была поставлена в научной литературе только в XX в., хотя интерес к вопросу о том, как человек относится к своему труду, возникает в научной мысли гораздо раньше. Но до недавнего времени в центре внимания находились мотивы человека в его жизни в целом. Поэтому теорию трудовой мотивации предваряет общая теория мотивации.

Теоретические основы проблем мотивации заложены в трудах зарубежных ученных. Но нельзя недооценивать вклад отечественных ученых

в изучении различных аспектов проблемы мотивации.

Первыми работами, посвященными мотивам поведения, в России были

труды социального философа и правоведа, профессора Л. И. Петражицкого

(1867-1931), основателя психологической школы права, который предпринял попытку использовать бихевиористскую методологию к анализу

проблем мотивации нормативного поведения индивидов, необходимой не

только для психологии, но и для других дисциплин. Он понимал, что

правильно оценить поведение личности невозможно без учета мотивации.

Рассматривал человека и его мотивацию с психологизаторских позиций.

Следует отметить А.Ф. Лазурского (1874-1917), опубликовавшего в 1906 г. книгу «Очерк науки о характерах». В ней большое место отводится

обстоятельному обсуждению вопроса, анализа волевого процесса, выделяя в нем силу и слабость желаний и влечений, «наклонность к борьбе мотивов»,

«к обсуждению мотивов «ясность, определенность желаний». При этом отмечалась зависимость сознательного волевого усилия от степени развития

стремлений. Мотивы рассматривались как свойственные этапам принятия

решения и его исполнения. В послеоктябрьский период, когда психология формировалась как марксистская наука, перед ней встали как теоретические, так и практические проблемы. Одним из первых исследованием мотивов занялся А.А. Ухтомский (1875-1945), рассматривая целостное поведение. Его задачей было найти детерминанты функционирования организма. Это привело затем к обоснованию известного принципа доминанты. По его мнению, доминанта – это детерминанта жизнедеятельности. Поведение осуществляется благодаря нарастающей мощности доминанты. А.А. Ухтомский рассматривал доминанту как двигатель поведения и его вектор. Проблему мотивов, которая оказалась в центре внимания его научных интересов, он исследовал в различных аспектах: физиологическом, психологическом, мировоззренческом. Он утверждает принцип тотальной мотивационной обеспеченности любого психического явления, предполагающий, что в жизни личности отношение ее представлений и понятий к объектам окружающего мира неотделимо от их отношения к субъекту деятельности как источнику мотивационных импульсов. Это было существенным шагом вперед в понимании природы побуждений человека. В 1920-х гг. и позже вопрос о мотивации поведения рассматривали В.М. Боровский (1927) и Н.Ю. Войтонис (1929, 1935), стоявшие на биологизаторских позициях.

Работы В.М. Боровского (1882 - 1963) имели важное значение для

понимания проблемы мотивов Высказывания В.М. Боровского в основном

правильно ориентировали исследователей мотивации на решение задач,

стоявших перед психологией в период ликвидации остатков идеализма и

вульгаризаторства и становления психологии как марксистской науки.Зоопсихологом Н.Ю. Войтонисом (1887-1946) анализировались работы

которых сравнивались с собственными экспериментальными данными.1 Он

изложил вопрос влияние колебания «интенсивности мотива» на выработку

навыка, влияние «мотивов» на запоминание, развивает положение об

«установках направленности (мотивационных установках)» животных,

понимая их как предпосылки трудовой деятельности.

Л.С. Выготский (1986-1934) в своих работах тоже не оставил без

внимания проблемы детерминации и мотивации поведения человека. Так, в

своей работе «История развития высших психических функций» Л. С.

Выготский уделяет большое внимание вопросу о «борьбе мотивов».

Он разработал «Модель параллельной мотивации», которая основана на

утверждении, что в психике существуют два параллельных уровня развития -высший и низший, которые и определяют параллельное, равноправное

развитие высших и низших потребностей. Высшие процессы сильнее и они

неуправляемы извне. Активизация у работников высших процессов позволяет организации выжить и развиваться. Одним из первых Выготский стал разделять мотив и стимул, говорил о произвольной мотивации. В предвоенные годы исследованию мотивации внимание не уделялось.

В вышедшей в 1940 г. книге «Общая психология Д.Н. Узнадзе (1886-

1950) развивает взгляды о сущности мотивации заключающейся, по его

мнению, в отыскании и нахождении действия, соответствующего основной

и закрепившейся в жизни человека установке. Смысл мотивации заключается

в том, что отыскивается и находится такое действие, которое соответствует

основной закрепившейся в жизни человека установке.

В изданной в 1940 С.Л. Рубинштейн (1889-1960) книге «Основы общей

психологии», рассматривал мотивы в связи с конкретными видами

деятельности, что было шагом вперед в исследовании мотивации.

1 Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988. –с 10

2 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – С.375 – 394.

3 Узнадзе Д. Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.С. Л. Рубинштейн мотивацию рассматривает в содержательно-смысловом аспекте как многоуровневую систему, в которой все явления протекают на разных уровнях осознания – от глубоко осознанных до непроизвольных побуждений. Он писал, что мотивация – это реализующаяся через психику детерминация. Поэтому должна быть детерминирована не только и не столько физиологическая реакция, сколько психическая, затрагивающая высшие уровни психической регуляции, связанная с осознанием стимула и приданием ему той или иной значимости. При этом в качестве потребностей, мотивов и целей деятельности человека выступает то, что особенно для него значимо, и именно оно определяет подлинный стержень личности. Всё это открыло новые пути в исследовании мотивации.

Изучением мотивов с позиций отношений личности занимался В.Н. Мясищев (1893-1973), который анализировал мотивы как отношения личности. «Мотив, - пишет В.Н. Мясищев, является не чем иным, как выражением отношения к объекту действия» А.Г. Ковалёв рассматривал мотивы в связи с потребностями личности.

Специальное исследование мотивов провёл И.М. Якобсон (1902-1979),

который кратко обобщил результаты изучения мотивов, как в советской, так

и в зарубежной психологии, проанализировал взгляды на мотивацию

советских и некоторых зарубежных исследователей. В своей монографии он

рассмотрел также вопросы мотивов учебной и трудовой деятельности и

связи мотивационной сферы с основными свойствами личности. Анализ

работ по мотивации, имел важное значение для развития исследований.

Огромный интерес к проблеме трудовой мотивации возникает во второй

половине XX века в советском обществознании. Появляется целый ряд работ

по этике, социологии, психологии и философии, в той или иной степени

затрагивающих проблемы трудовой мотивации.

В 60-70-е годы велись особенно интенсивные работы в русле

марксистской (или претендующей на принадлежность к марксизму)

методологии, посвященные исторической судьбе труда в условиях перерастания социализма в коммунизм. В этих работах рассмотрены общие

черты социалистического труда, проблемы преодоления отчуждения труда,

эксплицировано понятие «коммунистическое отношение к труду»; немало

трудов было посвящено вопросу о превращении труда в первую жизненную

потребность, о формировании личности в труде (работы Н.И. Алексеева, Г.В.

Бадеевой, Г.С. Григорьева, А.Г. Здравомыслова, С.Г. Струмилина, В.Я.

Суслова, С.С. Товмасяна, И.И. Чанг-ли). Особый интерес представляет

социологическое исследование А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова,

посвященное отношению молодого советского рабочего к труду. Так, В.А.

Ядова, сформулировал диспозиционную концепцию социального поведения

личности. Она состоит в том, что каждый человек обладает сложной

системой диспозиций (личных предрасположенностей), регулирующих его

поведение.

А.Г. Здравомыслов (1928-2009) на основе данных этого исследования в

работе «Потребности, интересы, ценности» очень подробно рассмотрел

трудовую мотивацию в советском обществе, затронув ряд социально-

философских вопросов. Он отмечает, постепенное усложнение мотивов

трудовой деятельности и переход от одного уровня мотивации к другому –

объективная закономерность развития нового отношения к труду.

Анализу состояния проблемы мотивов в психологических исследованиях

посвящена выпущенная в 1965 г. монография С.Г. Москвичева. Важное

значение имеет изложенный в книге критический разбор наиболее

распространенных за рубежом исследований уровня притязаний, «аффекта

неадекватности», стремление к самоутверждению, а также концепции

самоактуализации.

В сфере внимания психологов оказались и вопросы мотивации

деятельности, повышения работоспособности и др.

К середине 60-х годов разработкой проблем мотивации, особенно в

связи с анализом развития психик, длительное время занимался

А.Н.Леонтьев А.Н. (1903-1979). Его концепция мотивации наиболее полно изложена в книге «Проблемы развития психики», а также в книге

«Деятельность. Сознание. Личность». Рассмотрение вопросов мотивации им

ведется в связи с анализом хода становления человеческого сознания в

генезисе. При этом подробно рассматривается психологический механизм

превращения жизненных факторов и мотивы поведения.

Леонтьев утверждает, что мотивационная сфера человека, как и

другие психологические образования, имеет своим источником

практическую деятельность.

А. Н. Леонтьев указывает на то, что трудовая деятельность работников

общественно мотивирована и хотя управляется также с помощью

материального вознаграждения, но смысл труда для рабочего порождается

общественными или «смыслообразующими мотивами», то есть теми,

которые придают деятельности личностный смысл.

В 70 - 80-е годы ХХ века в России проводились исследования проблем,

связанных с созданием условий для усиления у работников мотивов

конструктивного поведения, направленного на достижение общих целей,

стоящих перед организацией.

В деятельном аспекте мотивация рассматривается В.Д. Шадриковым,

который связывает её с моделью психологической функциональной системы

деятельности, показывая и её роль в профессиональной подготовке.

С 80-х годов наблюдается спад интереса исследователей к общим

проблемам трудовой деятельности и трудовой мотивации.

В конце 80-х - годов прошлого века к проблемам трудовой мотивации

обратились ученые, исследующие проблемы социального статуса и

социальной ответственности личности, осмысляющие роль социальных норм

в формировании жизненной позиции личности.

Во времена СССР постоянно шли эксперименты области трудовой

мотивации и опыт передовых коллективов тиражировали по всей стране.

Постсоветский период начала 90-х гг. ХХ в. знаменуется в

отечественной истории как этап перехода к рыночной экономике. В этот период появились научные труды, в которых анализировались изменения в

мотивации труда в условиях трансформации российского общества.

Соответственно, эти изменения повлияли на повышение актуальности и

внимания к вопросам мотивации в российском обществе. В последние 10-15

лет наблюдается быстрое развитие этого раздела психологии. Так в период с

1996 по 2010 гг. было защищено около 25 диссертаций по проблемам

мотивации труда.

Значительный вклад в исследование различных аспектов современной

трудовой мотивации внесли следующие российские ученые: Е.В. Белкина,

Д.Д. Вачугова, Н.А. Волгина, Н.В. Грачева, В.А. Дятлова, А.Л. Жукова, Ю.Г.

Одегова, В.Д. Ракоти, А.И. Рофе, Г.Э. Слезингера, Э.А. Уткина, Д.Ф.

Шавишвили, Шаталова Н.И СВ. Шекшни Ю.Н. Лапыгин и Я.Л. Эйдельман, и

других рассматриваются вопросы формирования смыслообразующих

мотивов трудовой деятельности, дается типология мотивации,

рассматриваются отдельные аспекты реформирования мотивационных

отношений.

что высокую степень разработанности имеет проблема мотивации труда в

общеметодологическом плане. Однако в рассматриваемом контексте, а

именно в изучении мотивации труда как фактора организационных

изменений позиция науки представляется в недостаточной степени

исследованной и отсюда - слабо реализованной на практике, так в настоящее время проблема мотивации труда остается самой актуальной.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема мотивации в психологии

ВВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие мотивации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

мотивация мотив метод структура

Актуальность данной темы заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации наших детей; руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников. Мотивация - это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических концепций.

Этап формирования мотивации состоит в развитии целой системы собственных жестких сознательно - волевых установлении: требований к себе, правил, норм поведения, принципов жизни и основной направленности деятельности. Объектом контрольной работы является мотивация как процесс.

Предметом является анализ и структура мотивации в жизнедеятельности человека.

Цель работы: изучить проблему мотивации в психологии.

Задачи работы:

1. Проанализировать теоретические основы мотивации.

2. Изучить формирование мотивационной сферы человека.

Методологической и теоретической основой данной работы являются труды Кара - Мурзы С.Г., (в книге комплексно рассматривается проблема манипулирования людьми с использованием различных средств, способов и технологий информационно - психологического воздействия); Вилюнаса В.К., (в трудах изучаются психологические механизмы мотивации человека, их влияние на сознание и жизнедеятельность человека).

Методами контрольной работы являются метод анализа и синтеза, анализ учебной и научной литературы.

Этапы работы:

Изучение научной литературы по теме исследования.

Подбор материала.

Работа над содержанием.

Структура: работа состоит из введения, двух пунктов, пяти подпунктов, заключения и библиографического списка.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ

1.1 Понятие мотивации

Термин «мотив» - русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» - двигаю.Мотив в психологии - побудительная причина действий и поступков человека. Исходным побуждением человека к деятельности являются его стремления удовлетворить свои материальные и духовные потребности».Существует различие механизмов потребностей и эмоций, хотя полный комплекс морфофизиологической организации поведения включает в себя помимо потребности и мотивации также и эмоции.Нужда, как свойство жизни, является не усматриваемым, а реальным онтологическим состоянием организма, выражающим необходимость определенных изменений для своего носителя, а не для наблюдателя, то есть она всегда «нужда» для себя, а не только «нужда» для другого.Но не все нужды живого организма способны привести его в состояние активности, направленной на их устранение. Потребность - представляет собой такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения. Собственно потребность - это всегда потребность в чем-то, что на психологическом уровне потребности опосредованы психическим отражением, и при том двояко. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: ИНФРА - М, 2001. - С. 78 - 79.

Принципиально новые мыслительные функциональные возможности, которые возникают со становлением человека, обслуживают те потребности, которые оказываются в данный момент его жизни наиболее актуальными. В условиях первобытнообщинного строя эти способности нередко направлялись в основном на удовлетворение жизненно важных потребностей, прежде всего потребности в пище.

И духовные, и биологические потребности имеют как минимальный, жизненно необходимый для человека уровень удовлетворения, так и более высокие, жизненно не необходимые, например «эстетические», уровни. Последние являются, так сказать, роскошью для человека, они возникают только при наиболее благоприятных обстоятельствах жизни. Но было бы неверным считать, что человек может позволить удовлетворение духовных потребностей только после значительного или полного удовлетворения биологических. В минимальной степени те и другие, по-видимому, являются совершенно необходимыми для существования человека. Но их содержательная роль, их функция в жизни человека и в его деятельности совершенно различны. Те и другие одинаково важны в конечном счете, в масштабе всей жизнедеятельности человека, но в зависимости от конкретных обстоятельств, от ситуации эти потенциально одинаково существенные потребности актуально могут проявляться совершенно по-разному: в одних случаях духовные отодвигаются на задний план, уступая место биологическим, в других -- биологические уступают место духовным, причем это может наблюдаться не только в узких ситуативных рамках, но и в более широких масштабах жизнедеятельности, на протяжении длительного времени.Бытие человека, взятое в психологическом, а не в общесоциальном аспекте, нельзя приравнивать к одному из видов мотивации, материально-биологическим потребностям, и считать последние первичными и определяющими.Мотивационная структура человека представлена в коре головного мозга отдельным нервным образованием. Она имеет сложную структуру и двойственную природу. С одной стороны, выделяют биологические потребности, с другой - социальные. Совокупность этих двух уровней и составляет, собственно, мотивационную сферу человека.

1.2 Изучение мотивации и мотивов человека

Психическое развитие человека происходит в условиях весьма сложного и многообразного соотношения биологического и социального, оно определяется взаимосвязью органических задатков и деятельности индивида, реализуемой в конкретных социально-исторических условиях. Будучи включенной в исторически сложившиеся формы деятельности людей, любая деятельность человека подчиняется законам общественного развития. Кара - Мурза,С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: изд-во «Эксмо», 2003 - С. 234 - 235.

Изучение мотивационных процессов у человека есть, по сути дела, изучение личности в ее деятельности. Специфика человеческой деятельности заключается в том, что она всегда целенаправленна. Способность к целеполаганию - одна из принципиальных особенностей человека как разумного существа. Выражая активную сторону сознания и нередко определяя способ и характер действий человека, цель, которую человек ставит перед собой, интегрирует в единое целое сложную структуру регулятивных процессов поведения, определяет то, что человек совершает данный поступок, а не иной. Активность человеческой деятельности определяется не только жизненной потребностью организма, но также обусловлена осознанием зависимости удовлетворения индивидуальных запросов от выполнения определенных действий, направленных на удовлетворение как нужд самого человека, так и нужд общества.

В течение более чем полувекового периода на западе было проведено много исследований по проблеме мотивации поведения, которые развивались, в основном, в рамках трех направлений: бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, а также более поздних и современных модификаций этих течений. Многие зарубежные теории мотивации построены на основании экспериментов с животными, поэтому в ряде случаев прямая экстраполяция на человека невозможна.

Растущий интерес к психологии личности, к сложным динамическим переменам в ее деятельности и поступках делает изучение мотивации поведения человека насущной задачей психологической науки. Очевидно, что требуется критическое рассмотрение существующих точек зрения на проблему и поиск нового подхода к ее решению. Этому будет уделено внимание в следующих лекциях и семинарских занятиях.

Насколько важно знание людьми мотивов друг друга, особенно в совместной деятельности, известно всем. Однако выявление оснований действий и поступков человека - дело не простое, связанное как с объективными, так и с субъективными трудностями. Изучение психологического склада человека включает выяснение и таких вопросов:

Какие потребности присущи данному человеку;

С помощью каких средств он предпочитает удовлетворить свои потребности;

Какие ситуации или состояния запускают то или иное поведение;

Что сильнее влияет на мотивацию - имеющиеся потребности или чувство долга, ответственности;

Какова направленность личности.

1.3 Методы изучения мотивации и мотивов

Психологами разработано несколько подходов к изучению мотивации и мотивов человека: эксперимент, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, анализ продуктов деятельности и пр. Все эти методы можно разделить на три группы: Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. - Самара.: Юность, 2000. - С. 98 - 101.

1. Осуществляемый в той или иной форме опрос субъекта;

2. Оценка поведения и его причин со стороны (метод наблюдения);

3. экспериментальные методы.

Помимо этого, различают три общих методических подхода к изучению мотивов: косвенный, прямой и проективный.

При первом подходе процедура исследования требует от испытуемого таких действий, диагностический замысел которых для испытуемого остается неразгаданным.

Процедуры косвенного подхода к изучению мотивов иногда называют «объективными» тестами. Методология таких тестов разработана недостаточно, и процедуры косвенного подхода не нашли пока широкого применения.

Второй, прямой, подход основывается на собственных высказываниях обследуемых.. У данной процедуры имеются серьезные недостатки. Во-первых, ответы могут быть искажены (неосознанно) или сознательно фальсифицированы испытуемым, во-вторых, ответы требуют самооценки, что сопряжено со многими трудностями.

Третий подход к изучению мотивов заключается в том, что испытуемому предлагается многосмысловой материал. Эти многозначные ситуации по разному воспринимаются испытуемыми с различной мотивационной сферой.. Существенным недостатком данных процедур является то, что высказывания обследуемых достаточно произвольно могут трактоваться экспериментатором и здесь нет объективных критериев.

В практике изучения мотивов поведения наибольшее применение нашли опросные листы и тесты, реализующие второй подход. Получаемая при этой процедуре информация имеет характер непосредственных реакций на вербальные индикаторы. В качестве индикаторов используются вопросы, на которые испытуемый отвечает утвердительно или отрицательно, или высказывания, которые он считает верными или неверными. Возможные ответы обычно даются заранее и требуют только отметки условным знаком.

Однако, идеальных методов, которые бы позволяли проследить весь процесс построения мотивов, выявить его существенные моменты и тем самым - структуру мотива конкретного действия или поступка. Практически нет. В основном методы направлены на выявление личностных диспозиций (свойств личности, установок), которые как доминирующие тенденции, могут повлиять на принятие решения и формирование намерения, но отнюдь не известно, повлияли ли они на решение конкретно в данном случае.

Выявление мотивов человека дело трудное, но не безнадежное. Оно требует комплексного использования различных методик, позволяющие выявлять глубинные причины поведения человека (потребности, мотивационные установки, состояние в данный момент), а не только цели. Однако при этом следует все же учитывать, что, как и любая психологическая диагностика, определение мотива поведения - это вероятностный процесс, не дающий в ряде случаев стопроцентной гарантии правильности диагноза.

2. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА

2.1 Онтогенез мотивационной структуры человека

Мотивы, представляющие собой психологическую форму, специфическое средство регуляции, организации деятельности, отражают энергетический уровень и структурные особенности доступной для человека деятельности. Этап формирования мотивации состоит в развитии целой системы собственных жестких сознательно-волевых установлении: требований к себе, правил, норм поведения, принципов жизни и основной направленности деятельности. Человек и общество: учебное пособие/под ред. Решетникова. С.В. - Минск, 2001. - С. 76 - 79.«Идеальное» состояние -- это состояние полной удовлетворенности потребности: «идеальный» акт удовлетворения -- это моментный «точечный» акт, лишенный временной развертки. Однако реально удовлетворение потребности -- это не моментный акт; оно опосредовано внешней средой с ее нередко жестко заданными процессами. Материальный мир существует только в виде процесса. Пространственно-временная развертка, движение являются формой существования материи. В мире не существует вневременных актов. Поэтому и удовлетворение потребности неизбежно развертывается в некоторый процесс, который может занимать самые различные промежутки времени от более или менее краткого периода вплоть до бесконечности. Поскольку удовлетворение опосредуется объективно детерминированными процессами, этапами осуществления этих процессов вплоть до конечного момента удовлетворения, процесс деятельности предстает как совершенно необходимое средство, способ удовлетворения потребности.Без прошлого опыта невозможно предвидение будущего, а без предвидения будущего все прошлое и настоящее теряет смысл. Мотивационная стратегия низшего типа, характерная для детского возраста, но проявляющаяся иногда и у взрослых, отличается тем, что наибольшую значимость имеют здесь события настоящего момента. При переключении на прошлое или будущее значимость резко убывает и на некотором временном удалении становится равной нулю. Между тем реальное мотивирующее влияние всякого события на текущее поведение определяется именно значимостью настоящего.

Не всякое мотивационное воздействие является воспитательным, причем не только в том смысле, что оно, как это часто бывает, оставляет человека равнодушным и не изменяет его устойчивых мотивационных отношений, но и в том, что оно такой цели не преследует. Существующее множество различных и часто взаимоисключающих воспитательных влияний ставит человека в условия, при которых его активность в формировании собственной мотивации имеет характер выбора среди разных открывающихся вариантов удовлетворения и развития потребностей.

Практика формирования мотивации человека не сводится к односторонним воспитательным воздействиям на него в ранние периоды жизни, охватывая самый широкий круг взаимодействий с другими людьми и культурой, в которых он выступает и как объект и как субъект воспитания.При анализе тенденции развития человеческой мотивации прежде всего важно выяснить, в каком направлении развивается мотивация, каковы структурные новообразования, возникающие в ходе развития, и каково в связи с этим предположительное строение ее зрелых форм, которые в процессе развития выступают в относительно расчлененном па последовательные по времени становления компоненты мотивации.

Среди основных тенденций онтогенетического развития мотивации необходимо отметить уже упоминавшийся выше переход от аморфной одноуровневой системы побуждений к иерархически построенной; от простого, однокомпонентного строения побуждений к сложному, многокомпонентному, и в частности двухмодульному, строению; переход от узкой временной сферы действия побуждений и соответствующей сферы.

2.2 Мотивация достижения успеха и избежание неудач

У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это - мотив достижения успеха и мотив избежание неудач. Поведение людей мотивированных на достижение успеха и на избежание неудачи различается следующим образом. Люди, мотивированные на успех обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере имеется ожидание успеха, так берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверенны в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели. Павленок, П.Д. Социология: учебник. - М.: Наука, 2003. - С. 123 - 125.Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избежание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудач. Все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек изначально мотивированный на неудачу проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он и не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом - жизненным неудачником.Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на неудачу, напротив не редко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие или слишком сложные виды профессий. При этом они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют заниженную или завышенную самооценку, нереалистичный уровень притязаний.Имеются определенные различия в объяснениях своих успехов и неудач людьми с выраженными мотивами достижения успехов и избежание неудачи. В то время как стремящиеся к успеху чаще приписывают свой успех имеющимися у них способностями, избегающие неудачи обращаются к анализу своих способностей как раз в противоположном случае - в случае неудачи. Наоборот, опасающиеся неудачи свой успех скорее склонны объяснять случайным стечением обстоятельств, в то время как стремящиеся к успеху подобным образом объясняют свою неудачу. Таким образом, в зависимости от доминирующего мотива, связанного с деятельностью, направленной на достижение успехов, результаты этой деятельности люди с мотивами достижения успехов и избежание неудач склонны объяснять по-разному. Немаловажное значение для достижения успеха и оценки результатов деятельности имеет представление человека о присущих ему способностях, необходимых для решаемой задачи. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003. - С. 56 - 58.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными. Утверждения отдельных теорий могут направляться на различные элементы мотивационной структуры и именно в этих направлениях будут наиболее компетентными и валидными. Мотивация человека является сложной системой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы, поэтому и к изучению мотивации человека необходимо подходить, учитывая данное обстоятельство. Мотивация человека, с одно стороны, имеет много общего с мотивацией животных, в части удовлетворения своих биологических потребностей. Но, с другой стороны, имеется ряд специфических особенностей, присущих только человеку, что так же необходимо учитывать при изучении именно человеческой мотивационной сферы.

Структура мотивационной сферы человека в процессе жизнедеятельности проходит этапы формирования и становления. Это формирование представляет собой сложный процесс, происходящий как под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних факторов окружающей его среды.

Наиболее приспособленными к жизни, наиболее адаптивными являются индивиды, ориентированные на достижение успехов. Более того люди, мотивация которых направлена на избежание неудач, приобретают ряд качеств, которые становятся их личностными характеристиками, отравляющими им жизнь и в свою очередь, ведущих к еще большей дизадаптации в обществе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бодалев, А.А., Столин, В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Питер, 2000. - 265 с.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 187 с.

Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Социология. - М.: ИНФРА-М, - 2001. - 624 с.

Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003. - 176 с.

Кара - Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000 - 230 с.

Кара - Мурза,С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: изд-во «Эксмо», 2003 - 830 с.

Павленок, П.Д. Социология: учебник. - М.: Наука, 2003. - 198 с.

Почепцов, Г.Г. Психологические войны. - Москва - Киев.: "Рефл - бук", 2000. - 189 с.

Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара.: Юность, 2000. - 154 с.

Стародубский, Э.Е. Как управлять персоналом. - М.: Вестник, 2001. - 176 с.

Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. - СПб.: Звезда, 2000. - 211 с.

Человек и общество: учебное пособие/под ред. Решетникова. С.В. - Минск, 2001. - 211 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Мотивация достижения: определение, значение, структура. Основные теории мотивации достижения. Соотношение мотивов достижения успеха и избегания неудач. Развитие и формирование мотивации достижения с точки зрения зарубежной и отечественной психологии.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2013

    История изучения активности человека и животных. Активность как одна из проблем психологии мотивации. Изучение мотивации и мотивов человека. Методы изучения мотивации и мотивов. Потребности в понимании поведения человека. Восприятие окружающего мира.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Сущность процесса мотивации человека; особенности, структура мотивации достижения, ее роль в развитии личности. Психологические различия в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу. Мотивы достижения успеха, избегания неудач в развитии личности.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2011

    Теоретическое изучение вопроса мотивации достижения успеха, избегания неудачи, тревожности и вопроса их взаимной корреляции. Динамика развития мотивационной сферы. Мотив достижения и склонность к риску. Модель выбора риска. Принципы успеха.

    дипломная работа , добавлен 19.10.2005

    Мотивация достижения успеха и избегания неудач в трудах психологов. Особенности мотивации достижения успеха старшеклассников. Методики экспериментального исследования зависимости уровня агрессивности и уровня мотивации достижения у старших подростков.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2012

    Рассмотрение психологического портрета современного бизнесмена в условиях конкурентной борьбы и мотивации достижения успеха. Роль личностной агрессии в мотивации достижения успеха. Специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2011

    Мотивационная сфера человека. Взаимосвязь мотивации и черт личности. Сравнение личностных особенностей людей с мотивом достижения и мотивом избегания неудач. Метод математической обработки данных: корреляционный анализ (коэффициент корреляции Пирсона).

    курсовая работа , добавлен 09.04.2009

    Изучение мотивационной сферы личности в зарубежных и отечественных научных концепциях. Основные категории мотивационной сферы и виды мотивации женщин, занимающихся аквааэробикой. Основные категории мотивационной сферы, виды мотивации и локус-контроля.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2012

    Исследование содержания, структуры и значения мотивационно-потребностной сферы человека. Изучение основных видов потребностей. Анализ эволюции различных концепций и психологических теорий мотивации. Закономерности и механизмы развития мотивационной сферы.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2016

    Нейрофизиологические механизмы мотивации человека, организация его поведения и факторы, влияющие на него. Значение в процессе формирования данной психологической категории потребностей. Развитие представлений о мотивации достижения в психологии.

Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом. Вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации ещё более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности.

Проблема мотивации поведения и деятельности человека является одной из наиболее сложных и малоизученных. Однако в последние десятилетия интерес к данной проблеме значительно увеличился, появились работы различных авторов, посвященные вопросам изучению особенностей мотивационных черт личности. Этой теме посвящают исследования как отечественные (В.Г. Асеев, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон и др.), так и зарубежные исследователи (Дж. Аткинсон, X. Хекхаузен, Д. Макклеланд и др.).

Между различными школами современной психологии намечаются существенные расхождения в некоторых конкретных деталях, связанных с трактовкой понятия мотив. Можно даже сказать, что и само определение мотива представляет определенную научную проблему.

Понятие мотивации в общем понимании, включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, или диспозиции. В наиболее широком смысле мотивация иногда определяется как детерминация поведения вообще.

С точки зрения В.И. Ковалева, мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны дея­тельности человека.

П.Мартин Ш. Ричи выделяют следующие основные типы мотивов:

  • - мотив как внутренне осознанные потребности (интересы), побуждающие к действиям (чувство долга), связанным с их удовлетворением;
  • - мотив как неосознанная потребность (желание);
  • - мотив как инструмент удовлетворения потребности. Например, мотивом может стать цель, если приобретает для человека особый смысл;
  • - мотив как намерение, побуждающее поведение;
  • - мотив как комплекс перечисленных факторов.

Движущей силой любого действия личности, в частности трудовой деятельности, выступает необходимость удовлетворения различных потребностей.

Потребностями, согласно А. А. Реана, является внутренняя необходимость человека, достаточно общая для разных людей, но в то же время имеющая определенные индивидуальные проявление. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.

Согласно В. А. Шаховой, потребности можно разделить на естественные (в пище, воде и т. п.) и социальные (в признании, славе), а исходя из содержания - материальные и нематериальные.

Для того чтобы потребность заработала, нужны мотивы, т.е. психологические причины (осознанные или неосознанные порывы, стремления), побуждающие людей к активным действиям, направленным на ее удовлетворение.

По словам Р.С. Немова, деятельность личности, как правило, определяется совокупностью мотивов, в которой они находятся в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. В связи с этим, мотивация личности может быть рассмотрена в качестве основания для осуществления конкретных действий. Мотивационная структура человека обладает некоторой стабильностью, но вместе с этим она подвержена изменениям в процессе воспитания человека, его образования.

Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру. У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: полом, возрастом, образованием, воспитанием, уровнем благосостояния, социальным статусом, должностью, личными ценностями, отношением к труду, работоспособностью и проч.

Основные психологические функции мотива, по А.Н. Леонтьеву заключаются в следующем:

  • 1. Мотив осуществляет реальное побуждение к деятельности, т.е. запускает, включает ее, обеспечивает энергетически.
  • 2. Мотив придает направленность производимой деятельности. Деятельность направлена на свой предмет, которым и выступает мотив.
  • 3. Смыслообразование, благодаря которому понятие мотива выходит на субъективный, личностный уровень.

В современной психологии нет исчерпывающей и общепринятой классификации потребностей и мотивов.

Мотивы различают по виду тех потребностей, которым они отвечают, потому возможны, мотивы высшие и низшие, материальные и духовные.

Мотивы различают по форме отражения предмета потребности. Мотивом может быть, непосредственный чувственный образ, образ памяти, воображения. Мотивом могут выступать различные психологические образования: идеал, нравственное понятие, ценностная ориентация.

По степени обобщения предмета потребности мотивы могут быть широкими и узкими, по времени - долговременными и кратковременными. Каждая отдельная человеческая деятельность подчиняется не одному мотиву, а нескольким, всей иерархической системе мотивов. В результате происходит распределение функций между несколькими мотивами.

Мотивы подразделяют по степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, «понимаемыми» и реально действенными.

В зарубежной психологии распространенным является предложенный Д. Макклелландом диспозиционный подход к исследованию мотивации. Согласно которому выделяют четыре мотивационные системы: мотивация власти, аффилиации, достижения и избегания.

Первые три системы отражают развитие социальных мотивов человека, четвертая система является отражением потребности в безопасности, и находится в тесном взаимодействии с первыми тремя. Таким образом, каждая из трех мотивационных систем испытывает на себе влияние четвертой; в случае неправильного воспитания, или при индивидуально-психологических предпосылках, любой социальный мотив может выражаться в несколько «искаженном» виде, - отмечает П.Мартин.

Такие авторы как Дж. Аткинсон, Д. Маккклелланд, X. Хекхаузен, считают, что некоторые мотивационные черты обеспечивают личную успешность человека. К мотивационным чертам относят устойчивые свойства личности, которые энергетизируют и направляют деятельность человека.

В таблице 1.1 представлены некоторые характеристики лиц с выраженной мотивацией к успеху и избеганию неудачи, в соответствии с параметрами, выделенными X. Хекхаузеном.

Таблица 1.1

Сравнительная характеристика лиц с разными мотивационными характеристиками

Параметры

Мотивация

Стремление к успеху

Избегание неудач

Активность

Активны, инициативны

Малоинициативны

Реально достижимые

Недостижимые, либо легко достижимые

Настойчивость в достижении цели

Ярко выражена

Меньше выражена

Планирование будущего

На большие промежутки времени

На менее отдаленные промежутки времени

Уровень сложности заданий

Средние по трудности или же слегка завышенные, хотя и выполнимые задания

Неоправданно завышенные задания, либо легкие, не требующие особых ресурсных затрат

Восприятие времени

Как «быстрого и целенаправленного»

Как «бесцельно текущего»

Результативность деятельности при задачах проблемного характера и в условиях дефицита времени

Повышается

Понижается

Переоценка результатов

Переоценка своих неудач в свете достигнутых успехов

Переоценка своих успехов в свете неудач

Влияние неудачи на притягательность задания

Притягательность остается на прежнем уровне

Притягательность снижается

Выделяют основные виды мотивации: мотивацию аффилиации и мотивацию достижения.

Мотивация достижения, согласно Е.П. Ильина - элемент мотивационно-потребностной сферы, который характеризуется стремлением человека к успехам в различных видах деятельности и избеганием неуспеха. Проявляется в способности к конкуренции, в стремлении к совершенству, в желании напряженной работы. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом.

Мотивация аффилиации, так же как и мотивация достижения, может проявляться у людей и в виде «стремления к», и в виде «избегания». Аффилиация - элемент мотивационно-потребностной сферы, которая выражается в побуждении к общению, к эмоциональным контактам, к дружбе и любви, стремлении человека быть в обществе других людей.

Представители отечественной школы, такие как Р.С. Немов, И.Г. Кокурина подразделяют мотивы трудовой деятельности на три группы:

  • - мотивы трудовой деятельности;
  • - мотивы выбора профессии;
  • - мотивы выбора места работы.

Среди побудительных причин, заставляющих человека заниматься трудом А.А. Бодалев выделяет следующие:

  • 1)побуждения общественного порядка;
  • 2)получение определенных материальных благ;
  • 3)удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации.

В общем плане мотивы деятельности человека можно разделить на эгоистические и альтруистические. Первые направлены на благосостояние индивидуума, вторые – семьи, коллектива и общества в целом.

В общем случае деятельность людей направлена на достижение следующих основных целей:

  • 1) материальные блага;
  • 2) власть и слава;
  • 3) знания и творчество;
  • 4)духовное совершенствование.

Таким образом, суть мотивации труда состоит в стремлении работника к удовлетворению собственных потребностей (получение различных благ) при помощи труда. Мотив включает в себя: потребность, которую желает удовлетворить работник; некое благо, которое способно дать удовлетворение потребности; действие, направленное на получение этого блага; материальные и моральные издержки как следствие осуществления трудовой деятельности.