Сказочная птица с головой женщины. Птицы гамаюн, алконост,сирин,сва-слава,финист ясный сокол. Как выглядит птица Рух

Образ птицы в мифологии различных народов практически всегда является неотъемлемой частью творца, Бога, если угодно.

Так, на плечах у Одина вольготно примостились Хугин и Мунин, ведавшие запретным знанием и рассказывающие верховному правителю асов события как из прошлого, так и из будущего.

Птицы в славянской мифологии и вовсе занимают центральное место.

Верховное божество Род, давшее начало миру, является людям в образе серой утки (селезня), демонстрируя единство суши и воды. Ей же приписывают насест двух яиц: Явь и Навь, добра и зла, двух половинок всего сущего.

Мечты о полете

Птицы у славян обладают антропоморфными чертами

Первые мифологические предания о птицах сконцентрированы вокруг идеи полета.

В славянской мифологии, как и во многих других, герой преданий так или иначе стремится вознестись к небесам. В этом ему помогает ковер-самолет, сапоги, искусственные крылья и многое другое.

Все это является попыткой приблизиться к мечте множества народов – вознестись вверх, почувствовать свободу подобно птицам.

Однако наравне с этим, птица в славянской мифологии также является олицетворением мудрости, своеобразным «советчиком».

Его роль исполняет сокол или ворон. Птица Гамаюн является глашатаем, вестником богов, ей отведена роль «переводчика» божьей воли.

Настолько разношерстый образ птицы не мог остаться без своей «ложки дегтя».

Есть среди мифологических образов и откровенно отрицательные, в той или иной мере. Так, к примеру, Стратим-птица разрушительна по своей природе, поскольку ведает всеми бурями и ненастьями на земле и море.

Первые упоминания об Алконосте и Сирине

Птица Алконост, как и её вечная спутница Сирин, это два неотъемлемых образа рая — Ирия. Обе птицы благие по своей природе, но встреча с любой из них не сулила ничего хорошего обычному человеку.

Примечательно, Алконост, как и Сирин, восходят к и являются прямой отсылкой к Сфинксу и Алкионе.

Этот наглядный пример показывает то, какое влияние оказала греческая культура на формирование славянской.

Алконост как вестник радости

По легенде, Алкиона, дочь Эола, прогневила Зевса тем, что взяла имена владык пантеона для себя и собственного супруга.

Она была обращена в зимородка. Согласно поверьям, в канун зимнего солнцестояния море затихает на 14 дней, этот период Алкиона в образе птицы высиживает яйца в собственном гнезде, которое качается на морских волнах.

Что произошло с ее супругом неизвестно. В любом случае, именно легенда об Алкионе является центральной в формировании образа птицы Алконоста.

«Держащая в своих прекрасных руках райский цветок и свиток о воздаянии в раю за дела благие»

Именно такое описание Алконоста можно встретить чаще всего. Птица обладает женским торсом, головой, руками.

Примечательно, в сказаниях подчеркнут тот факт, что птица Алконост владеет также вторичными половыми признаками, а именно женской грудью.

Она является вестником радости, блаженства и удовольствия, ожидающего всех истинно верующих за вратами рая.

Среда обитания и особенности

В славянской мифологии птица Алконост оплакивает погибших после крупных сражений, чаруя всех собственным голосом.

Она отнюдь не зла, наоборот, нрав её кроткий, как у ягненка.

Вместе с тем, птица несет опасность любому человеку, поскольку ее пение заставляет услышавшего забыть обо всем на свете и просто слушать, порой на протяжении вечности.

Наиболее раннее изображение птицы Алконоста встречается в миниатюре XII века.

Там мифическое существо изображено с бурым, сероватым оперением, красивым лицом, нежными руками молодой девушки и подтянутой грудью.

Белым оперением, а также короной, Алконоста наделил художник Васнецов, который рассматривал этот образ как центральный в славянской мифологии.

По легенде Алконост проживает в Ирие, однако отдельные предания утверждают, что место птицы на острове Буяне или же у бассейна реки Евфрат.

Примечательно, образ сфинкса, сформированные уже при греках, часто встречался в мифологии цивилизации шумер, которая зарождалась на берегах «зеленого» Евфрата.

Размножение

Птица Алконост несет яйца посередине зимы прямо в волны морские. Там они лежат 7 дней, все это время на море царит полный штиль, дабы не мешать развитию потомства.

В назначенный срок яйца всплывают, после чего птице остается только их высидеть на берегу.

Что происходит с птицами в старости и умирает ли Алконост, неизвестно.

Сирин как вестник грусти

Сирин является вечной спутницей Алконоста и также способна зачаровать любого слушателя своим мелодичным голосом.

Она необычайно красива, но способна свести человека с ума, заставить навечно увязнуть в мечтах о будущем, наступление которого провозглашает Алконост.

Птица, согласно поверьям, прилетает в яблочные сады на спас, и до полудня поет с невыразимой грустью, пока ее не сменит Алконост. Поэтому Сирина считают темной птицей.

Внешние отличия от Алконоста

Сирин изображен с более темным оперением, символизирующим его «злое» начало

Сирин выглядит несколько иначе, нежели Алконост, хотя их легко можно перепутать.

Голова этой птицы непокрыта, но иногда вокруг нее изображен нимб, олицетворяющий божественность существа.

Также у Сирина нет женских рук, а обиталище его — райские сады.

Иногда птица спускается на землю для того, чтобы огласить людям слова вещие, да вот только далеко не всегда этого вестника встречают хлебом-солью.

Сирина часто можно встретить на гравюрах XV-XVI веков, где он представлен в неожиданном амплуа, а именно в качестве противника людей, отгоняющих птицу выстрелами из пушек.

Примечательно, славяне почитали культ силы, мужества и братства. Сам факт того, что в настолько «строгой» мифологии есть место нескольким прекрасным образам, кажется чуждым.

Так, к примеру, Елена Премудрая наравне с мыслью также отменно владела булатной сталью. Возможно именно поэтому Сирина славяне не просто страшились, а тщательно отгоняли, поскольку его пение «чуждо» сильному народу.

Однако, в отличие от большинства мифологических образов, у Сирина нет яркого оппонента, он является самобытным образом.

Аналогия с женщиной

Интересно, но большинство птиц в , в той или иной мере, имеют женское альтер-эго.

Так, к примеру, Царица-лебедь умела оборачиваться прекрасной птицей, Алконост и Сирин вовсе обладали женским торсом. Птица Гамаюн несколько отличалась от «собратьев», поскольку черты её лица строгие, правильные, она – воплощение мудрости, а потому в её лике нет место празднеству или блаженству.

Вполне возможно, что славяне считали женщину своеобразным воплощением первоначальной силы Рода, то есть способной привнести в мир новую жизнь.

Птица в славянской мифологии занимает если не центральное, то приближенное к нему место. Она является неизменным спутником главного героя, как помогая, так и препятствия его продвижению.

Дуальность мифологических существ прослеживается во всех народных культурах. Птицы Алконост и Сирин являются стражами славянского Рая и отражают круговорот Жизни и Смерти в мировом укладе.

Общая характеристика

Несмотря на схожий внешний вид, у птиц много отличий. Они заключаются в характере и происхождении этих созданий.

Эта дева-птица в славянской мифологии отождествляется со светлым началом. Ей приписывают роль вестника радости и процветания.

Истоки происхождения

Прародителем славянской птицы-девы считается греческая женщина Алкиона. Согласно мифам, девушка узнала о гибели своего супруга и бросилась в море, за что боги Олимпа обратили ее в морскую птицу.

С греческого языка алкионе (ἀλκυών) переводится как зимородок. Эта порода строит свои гнезда на берегах моря и питается рыбой.

Внешность

Облик создания менялся на протяжении всей русской истории. Согласно сохранившимся изображениям, Алконост имела такие внешние особенности:

  1. На лубочных изделиях дева-птица обладает женским лицом, грудью и руками, а также создание держит цветок из Рая и свиток, в котором описываются небесные вознаграждения за праведную жизнь. На этих рисунках Алконост обладает пестрым оперением.
  2. Виктор Васнецов в XIX в. изобразил создание с белым оперением, указывая на его светлую сущность.
  3. Голову существа венчает золотая корона.
  4. Когти на правой лапе создания - золотые, а на левой - серебряные.

Согласно легендам, Алконост обладает как положительными, так и отрицательными чертами характера. Существо спускается на землю и оплакивает песнью павших воинов. Праведникам создание воспевает счастье и радость на Небесах, а грешникам обещает воздаяние за поступки. Среди магических особенностей существа выделяют:

  1. Вестник богов. В некоторых славянских интерпретациях Алконост, как птица Рая, выступает в роли посланника бога Хорса или Сварога. Своим пением создание пересказывало людям волю пантеона.
  2. Управление погодой. Согласно легендам, существо может поднять бури над морем или успокоить водную гладь.
  3. Сопровождение душ. Благородных почивших на поле боя создание провожало до ворот Ирия.
  4. Дурманящий голос. Песни Алконост могли заворожить неподготовленного слушателя, из-за чего человек забывал обо всем на свете. Дурман проходил, когда дева-птица заканчивала петь.

Несмотря на светлое начало, заложенное в образе, Алконост также могла серьезно навредить человеку. Согласно легенде, птица откладывает волшебное яйцо в день зимнего солнцестояния и опускает его на морское дно. На этот период затихают штормовые ветра и бури.

Само создание следит за водной гладью с берега и ожидает, когда яйцо всплывет. По поверьям, яйца Алконост способны уберечь от любого зла и выполнить желания, поэтому многие люди старались выкрасть кладку. Украденное яйцо вешали под потолочную балку церкви. Птица не прощала подобного оскорбления и преследовала вора до конца его жизни. Найдя смельчака, Алконост забирала его душу и оставляла ее вечно блуждать по земле.

Место Обитания

Алконост, согласно мифологии, обитает на берегах реки Евфрат. Русло этой реки протекает через Ирий (Правь) - славянский рай. Местом, где живет птица, называют остров Буян.

На некоторых лубочных изделиях Алконост изображают на дереве с плодами познания, которые охраняет дракон Ладон.

Птица Сирин

В отличие от Алконост, Сирин представлена как птица печали и скорби. По поверьям, это создание охраняет Навь - мир мертвых.

Истоки происхождения

Имя создания происходит от греческого слова «Seiqmer», что приводится как «сирены». Эти птицеобразные существа, обитающие на скалах в морях, являются прародителями образа Сирин. Со славянской девой-птицей их также роднит опасный и завлекающий моряков голос.

Первые изображения Сирина датируются Х веком. Темное создание изображали на глиняной посуде и дверных замках. В русских легендах это существо является райским жителем, чье пение завораживает любого смертного.

Ближе к концу XVII века Сирин упоминался в таких литературных памятках, как Физиологи, Хронограф и Азбуковник. В них создание описывалось как вестник смерти.

Внешний вид

Внешность Сирин имеет ряд отличий от Алконоста. Среди них можно выделить:

  1. Оперение темное или серое. Волосы смоляные, глаза - голубые.
  2. Вокруг головы существа после крещения Руси стали изображать нимб.
  3. Когти на лапах создания покрыты серебром.

В дохристианский период встречаются изображения Сирин с белым оперением как символом перерождения. Через плач девы-птицы души очищались от земных тяжб.

Характер и магические способности

Общие черты характера темного существа менялись на протяжении всей культуры. Изначально Сирин являлась отрицательным созданием. Дева-птица дурманила головы людям, из-за чего те теряли разум и забывали о своей прошлой жизни. Голос Сирин заставлял славян не бояться смерти, однако сами воины начинали жаждать умерщвления. Встреча с птицей смерти может закончиться для человека сиуцидом.

С этим существом можно было бороться - Сирин не выносит шума. По легенде, если создание спустилось на землю и начало петь, то необходимо бить в колокола, стрелять из пушек и греметь оружием. В этом случае дева-птица испугается громких звуков и улетит.

Существует другой способ одолеть ее чарующий голос. Для этого следует начать петь самому. Если голос человека окажется красивее, то создание прислушается и умолкнет. После этого Сирин может помочь советом. Но плохой голос разозлит существо, оно жестоко накажет смельчака, забрав его душу.

  1. Своим пением дева-птица способна устроить водоворот, который приведет к гибели корабля.
  2. Дар предвидения. Слова песни существа часто могли описать будущее, положительные и негативные предсказания всегда сбывались. По этой причине славяне опасались пения птицы.
  3. Создание часто испытывает людей своим пением. Устоявшим птица приносит награду, а поддавшимся соблазну - смерть. Так боги проверяли смертных героев на их готовность отказаться от порочных слабостей.

Место Обитания

В ранних легенда местом обитания Сирин была Навь - мир мертвых. Там дева-птица грустными песнями оплакивала погибших воинов. Создание являлось вестником Кощного бога, который повелевает мертвыми.

В более поздних источниках Сирин обитает в Ирии, охраняя деревья и волшебную реку. Птица изредка слетает на землю, чтобы горестным плачем почтить павших солдат.

Легенды об Алконосте и Сирин

Существует несколько упоминаний священных дев-птиц в легендах славян. Некоторые из них относятся к языческому периоду, другие - к христианскому.

Воскрешение Перуна

Согласно мифам славян, главного бога их религии породили Сварог и Матерь Сва. Однако в младенчестве божество украл Скипер-змей, стоглавый дракон с хвостом скорпиона. Вместе с Перуном чудовище украло также его сестер, богинь любви, смерти и жизни - Лелю, и Живу.

Скипер-змей закопал спящего Громовержца в глубины подземного царства. Спустя 300 лет после похищения Матерь Сва собрала братьев Перуна, Сварожечей и велела отыскать главного бога.

Чтобы ускорить поиски, трое богов обернулись птицами: Волос - в Сирина, Ярило - в Алконоста, а Стривер принял обличье Стратим. В таком виде они искали брата на протяжении семи лет. боги призвали к ответу Скипер-змея, но тот попытался скрыть правду.

Волшебные птицы не повелись на ложь дракона и смогли найти спящего мертвым сном Перуна. Чтобы оживить его, боги попросили птицу Гамаюн принести волшебную Сурью из колодца в Рипейских горах.

После того как Сварожичи умыли живой водой лицо Громовержца, он очнулся. Первым его подвигом была победа над Скипер-змеем, которого Перун лишил всех голов и изгнал на край земли.

Яблочный спас

Традиционно праздник Яблочного спаса отмечается 19 августа. Несмотря на славянские корни, это празднество перешло и в христианство.

В этот день отмечают конец летнего сезона, который знаменует сбор урожая. Согласно легенде, на Яблочный спас радостная Алконост и печальный Сирин прилетают из Прави в Явь. В лапах они несут целительные травы.

Сначала сады облетает Сирин и поет печальные песни, оплакивая всех умерших и живших по кривде. По этой причине до 19 августа нежелательно есть яблоки - по поверьям, отведавшему грозит год, полный несчастий.

После Сирин яблони посещает Алконост - птица счастья. Ее пение полно радости и света, оно знаменует неизменный круговорот жизни и смерти, смену времен года и постоянное обновление природы.

С крыльев светлая дев-птица стряхивает росу, орошая ей деревья. По легендам, после посещения садов Алконостом яблоки приобретают целительные свойства. Их дарят свежими друзьям и родственникам, а также впрок кормят детей. Этот ритуал поможет избежать людям зимних хворей.

Праздник напоминает людям о том, что самые высокие ценности - духовные. В этот день угощают нищих и убогих, проведывают дальних родственников и благодарят старшее поколение за жизнь. Это связано с тем, что девы-птицы Сирин и Алконост также являются хранителями домашнего очага. Славяне почитали этих созданий наравне с другими берегинями и просили уберечь дом от ссор и нужды.

Другие славянские девы-птицы

Одни и те же мифологические существа Восточной Европы могут иметь ряд отличий в зависимости от региона. Некоторые создания приобретают схожие черты характера и способности.

Дева-птица Сва является прародительницей всех славян. Она появилась из золотых яиц, которые снесла Мировая Уточка, сотворившая мир.

Богиня выглядит как птица с женской головой. Оперение ее разноцветное, волосы - золотые, а глаза - голубые. Традиционно Матерь Сва изображается без оружия, однако своими крыльями она закрывает всю Русь от врагов.

Птица способна поднять боевой дух славян, из-за чего те даже при малом войске могли одержать победу на поле боя. Воины, благословленные Матерью Сва, теряли страх перед смертью и, умирая, испытывали радость. Это роднит богиню с Алконостом и Сирин, которая также пела погибшим о счастье и благочестии в Прави.

У южных славян Матерь Сва ассоциировалась с вещей птицей Гамаюн. По поверьям, в таком виде богиня представала перед людьми. В истинном облике создание изображают в огне, который символизирует негасимый боевой дух славян.

В язычестве матерь Сва является женой небесного кузнеца Сварога. Вместе они породили весь славянский пантеон.

Место обитания Матерь Сва - небо. С него дева-птица освещает русские земли и стережет границы.

Птица-вестник - известный персонаж во многих культурах. Гамаюна традиционно считают посланником Велеса. В южных регионах это создание является вестником Перуна.

Место обитания Гамаюна - остров Буян. В некоторых легендах также упоминаются Макарийские горы.

Это существо обитает на острове Буян. Создание выглядело белоснежной птицей с женской головой. Стратим не имеет отношения к богам и другим мирам. Славяне описывали это создание как могучую химеру, которая накрывает своим правым крылом весь мир.

На голове Стратим хрустальная корона, и главная способность этой птицы - управление природой. Как и Алконост, это существо способно утихомирить бури и ураганы. В отличие от светлой девы-птицы, Стратим вызывает штормы и землетрясения.

Стратим не относится к берегиням. Это создание олицетворяло в понимании славян мощь природы, перед которой уязвим любой человек.

Симург сочетает в себе голову льва и тело птицы. На некоторых изображениях существо имеет человеческое лицо. Согласно иранской мифологии, это создание сидит под и охраняет его от зла.

Это божество несет волю Творцов людям, играя роль птицы-вестника. По поверьям, Симург радостно поет весной, благодаря чему деревья и растения пробуждаются от сна. Осенью это создание исполняет печальную песнь, под которую весь живой мир погружается в зимний сон.

Как и Алконост, Симур способен управлять погодой. От хлопанья его крыльев поднимаются ветра, а там, где пролетит птица-вестник, пройдет дождь.

Заключение

Сирин и Алконост - девы-птицы в славянской мифологии, чья связь демонстрирует круговорот Радости и Печали, Жизни и Смерти. Несмотря на схожий внешний вид, создания имеют ряд отличительных черт.

В культуре славян функции дуальных существ выполняли многие волшебные птицы - Матерь Сва, Гамаюн и Жар-Птица. В мифологиях многих стран можно найти упоминания о схожих созданиях.

Здравствуйте, дорогие ученики! Приветствую вас на очередном уроке по Славянской мифологии. Рассаживайтесь поудобнее и давайте начнём.

Сегодня мы поговорим о птицах. Птицы всегда занимали особое место у славян. Давайте вспомним один из мифов об происхождении Земли.

"...И вот между небом и водой сами собою выросли два дерева – священные дубы, державшиеся на силе божией. Из желудей священных небесных дубов вылупились две птицы, это были утки-гоголи.
Утки стали нырять на дно моря и доставать со дна ил и песок. Илом они склеивали веточки и листья, опавшие с небесных дубов – строили гнездо-землю."

Утка упоминается и в сказках о Кощее Бессмертном. Именно она запрятана в зайце, а в ней уже спрятано яйцо.

Почему же утке отдана такая роль в сотворении мира?
Мировая уточка родилась из пены новорождённого Океана. По легенде, именно она достала со дна Молочного океана Алатырь. Он был маленький, и уточка хотела спрятать камень в своём клюве. Но Сварог произнёс волшебное Слово, и камень стал расти. Уточка не смогла его удержать и уронила.
Уточка - древнеславянский символ очистительной силы Воды.
В бассейне верхнего течения реки Кама было найдено навершие с изображением Мировой уточки. Находка датируется 4-6 веками н.э. Предполагается, что оно было либо навершием жреческого посоха, либо частью головного убора, например, кички. В пользу последнего предположения говорит тот факт, что "уточки" чаще всего находят парами. В любом случае это украшение с ритуальным значением.

С уточкой ассоциируют Макошь. Культ утки-Макоши просуществовал до сегодняшних дней, о чём говорят разные ритуальные предметы славян, которые можно видеть и в наши дни. Правда, про то, что они ритуальные, сейчас по большей части позабыто.

Теперь неудивительно, что птица в мифологии славян играла большую роль, и образы птиц, дошедших из глубины веков, разнообразны. Это ещё объясняется и большими территориями, которые заселяли славянские народы.

В "Голубиной книге" есть такие строки:

Которая птица всем птицам мати?
А Стратим-птица всем птицам мати.
А живёт она на Океане-море,
А вьёт гнездо на белом камене.
Как набегут гости-корабельщики
А на то гнездо Стратим-птицы
И на её на детушек на маленьких.
Стратим-птица вострепенётся,
Океан-море восколыблется,
Как бы быстрые реки разливалися.
Топит он корабли гостинные,
Топит многие червлёные корабли
С товарами драгоценными!

В разных переводах эту птицу называют по-разному: Ногай-птица, Страх-Рах, Страфиль. Упоминание о ней также встречается и в «Ведах», и в «Песнях птицы Гамаюн», созданных намного раньше.

О гигантской птице повествует древняя рукопись: «Есть кур, головой достигающий до небес, а море ему до колена; когда солнце омывается в океане, тогда океан всколебается, и начнут волны бить кура по перьям; он же, ощутив волны, кричит „коко-реку", что значит: „Господи, яви миру свет!"».
Изображали птицу-гиганта с маленькой головой на тонкой шейке, крючковатым клювом, длинным узким телом и одним поднятым вверх крылом. «...живёт она на море-океане, и когда кричит, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведёт она крылом, море волнуется, колышется. Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса».
В этом смысле Стратим подобна Морскому царю. В некоторых сказаниях она за то, что герой спасает и милует её птенцов, помогает выбраться ему на волю.
Сохранилось странное и загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля».
Повелителем Стратим-птицы является Стрибог - Верховный бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю, может оборачиваться своим помощником.

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облечённых,
Она вещает и поёт,
Не в силах крыл поднять смятённых…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запёкшиеся кровью!..

Эти поэтические строки Александр Блок посвятил птице Гамаюн. Вещая птица, посланник богов и их глашатай. Она поёт людям божественные гимны и предвещает будущее тем, кто умеет слышать тайное. Все песни птицы Гамаюн, которые она пела людям, собраны в одной книге, где повествуется о сотворении мира и рождении богов. "Заветные песни птицы Гамаюн" - так называется эта книга. Каждая часть книги называется "клубком".
По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.
Слово « гамаюн » происходит от «гамаюнить» - баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь).

А вот две птицы славянского рая - Алконост и Сирин. Название птицы Сирин даже созвучно названию рая - Ирий.

Подпись под лубочной картиной, на которой изображена птица Алконост, гласит:

«Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самоё себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит».

По легенде, Алконост несёт яйца в морскую глубину посреди зимы (или во время зимнего солнцестояния). 7 дней яйца лежат в глубине, а затем всплывают на поверхность. И в это время на море наблюдается штиль. Алконост не сводит взгляда с поверхности воды и ждёт всплытия яиц, потому очень трудно выкрасть яйцо Алконоста. Если это удаётся, то такое яйцо люди вешают под потолком в церкви, как символ целостности и единения всего приходящего сюда народа.
Затем Алконост забирает яйца и высиживает их на берегу.

Удивительно, как переплетаются славянская и древнегреческая мифологии. Алконост имел и другое название - Алкион. В древнегреческой мифологии есть миф об Алкионе, дочери бога ветров Эола, жене фессалийского царя Кеика, сына бога утренней звезды Эосфора. Как рассказывает Овидий в «Метаморфозах», Кеик трагически погиб в бушующем море. Алкиона ждала Кеика на вершине утёса. Когда же к утёсу прибило волной тело её погибшего мужа, Алкиона бросилась с вершины утеса в волны бушующего моря. И произошло чудо: боги превратили Алкиону в морскую птицу-зимородка. Затем Алкиона-зимородок оживила погибшего мужа. Боги и Кеика превратили в птицу, и они снова стали неразлучными.
Греки считали, что когда Алкиона высиживает яйца, на Ионическом и отчасти Эгейском морях устанавливается в течение двух недель затишье (неделя до и неделя после зимнего солнцестояния), так как отец Алкионы Эол, бог ветров, удерживает в это время подвластные ему ветры. Об этом Овидий так пишет в «Метаморфозах»:

Зимней порою семь дней безмятежных сидит Алкиона
Смирно на яйцах в гнезде, над волнами витающем моря.
По морю путь безопасен тогда: сторожит свои ветры,
Не выпуская, Эол, предоставивши море внучатам.

Дни затишья на море, когда Алкиона-зимородок выводила своих птенцов, греки называли «алкионины, или зимородковы дни». В древнерусском языке они назывались алкионитские или алконостские.

Не менее интересна история птицы Сирин - неизменный спутник Алконоста. Как утверждается, она ведёт своё происхождение от греческих сирен. А может сирены от неё? Или это две ветви одного и того же факта?
В древнегреческой мифологии сирены – это птицы с женскими головами. «Сладкоголосие» сирен подтверждают имена некоторых из них: Аглайофона (Звонкоголосая), Телксепея (Чарующая), Пейсиноя (Льстящая), Молпе (Певучая).
По одной из легенд, сирены первоначально были нимфами из окружения юной богини Персефоны. Когда её похитил властелин загробного мира Аид, разгневанная мать Персефоны богиня плодородия Деметра придала сиренам их полуптичий облик. В другом варианте этого мифа они сами захотели превратиться в птиц, чтобы отыскать Персефону. Когда же люди отказались им помочь, сирены поселились на пустынном острове, чтобы мстить роду человеческому. С тех пор они стали заманивать своим сладкоголосым пением мореходов и на берегу убивали их. Скалы острова сирен были усеяны костями и высохшей кожей их жертв.

Гомер в «Одиссее» рассказывает, что Одиссей, желая услышать пение сирен и остаться живым, заткнул уши своим спутникам воском, а себя велел привязать к мачте. Сирены, соблазняя его, обещали ему всеведение:

Здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец,
Сердце усладного пенья на нашем лугу не послушав;
Кто же нас слышал, тот в дом возвращается, многое сведав,
Знаем мы всё, что случилось в троянской земле и какая
Участь по воле бессмертных постигла троян и ахеян;
Знаем мы всё, что на лоне земли благодатной творится.

Мифическая птица, имеющая человеческое лицо и пленяющая людей сладким пением, хорошо была известна на Руси и называлась "сиринъ". Вот что об этом пишет один из древнерусских Азбуковников:

«Сиринъ есть птица от главы до пояса состав и образ человечъ, от пояса же птица; неции ж лжут о сей, глаголюще зело сладкопесниве быти ей, яко, кому послушающу гласа ея, забывати все житие се и отходити в пустыню по ней и в горах заблуждьшу умирати».

В XVII–XVIII вв. Сирин вместе с Алконостом были причислены к числу райских птиц. Пение птицы Сирин служило обозначением божественного слова, входящего в человеческую душу, а на лубках она изображалась очень похожим на Алконоста, только Сирин не имел рук, а вокруг его головы часто можно видеть нимб вместо короны.

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия.

История Сирин другая, нежели у Алконоста. Обитает птица в самом раю. Глас её в пении зело красен, ибо возвещает неземные радости. Временами она спускается на землю. Однако, если то пение услышит живой человек, "таковый от жития может отлучиться". Последнее свойство Сирин, равно как и Алконоста, сильно озадачило русского человека, ценившего превыше всего силу, мужество, благородство и воспевавшего их в песнях, былинах, сказках. Образ Сирина народному художнику оказался чем-то ближе, поэтому именно его стал он исправлять по своему вкусу. Судя по одной из легенд, сделать это оказалось несложно: стоило лишь, как только птица спустится на землю и начнёт петь, поднять шум да ещё пострелять из пушки. Сирин замолчит и улетит в своё жилище. Как раз этот сюжет и изображён на картине (её можно увеличить с помощью волшебной мышки у вас в руках и подробнее рассмотреть).

В современной культуре Сирин и Алконост нерасторжимы, это устоявшиеся символы Горестного и Радостного пения.

Райские птицы Сирин и Алконост стали персонажами известной картины В.М. Васнецова «Песни радости и печали», вдохновившей юного Александра Блока на раннее его стихотворение «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали», датированное 23-25 февраля 1899 г. Сирин и у Васнецова, и у Блока становится символом радости, нездешнего счастья. Вот как описывает эту райскую птицу молодой поэт:

Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.

Алконост же, напротив, предстаёт символом неизбывной печали, средоточием власти тёмных сил:

Другая – вся печалью мощной
Истощена, изнурена...
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна...
Напев звучит глубоким стоном,
В груди рыданье залегло,
И над её ветвистым троном
Нависло чёрное крыло.

Надо сказать, что ни радостный, счастливый Сирин, ни тем более истощённый печалью Алконост не находят соответствий в истории связанных с этими птицами преданий.
На лубках XVII–XVIII вв. птицы Сирин и Алконост изображались обе жизнерадостными, приближёнными к Богу в его райской обители и вряд ли могли рассматриваться как символы радости и печали.
Дуализм и Васнецова, и Блока – это, конечно, уже явления Нового времени, приметы грозовых зарниц истории, озарявших горизонт грядущего страшного XX в. Художник и поэт на рубеже веков сотворили свой новый миф, отражавший новое понимание сути мира человеком уходящего золотого века русской культуры.

После разговора о всей этой путанице, которая постигла Алконост и Сирин, давайте ещё раз обратимся к их лубочным изображениям. Видите, там птицы изображены с коронами или нимбом - признаком святости в христианстве. То есть, это картины уже христианского периода Руси. Как мы знаем, христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки. Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств. Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса.
Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде, предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распространённым персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике. Сирин и Алконост заменили языческих птиц, одна из которых точно была Мировой уточкой, а вот в качестве второй называют птицу-Солнце, о которой сведений практически не сохранилось. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е. божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже. Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.

Рассмотрим теперь другую группу птиц в славянской мифологии. К ней относятся птицы–сказочные персонажи, а именно Жар-птица, Финист Ясный Сокол, Царевну-Лебедь.
Из сказочных птиц Жар-птица, скорее всего, имеет прямого прототипа из мифологических птиц, а именно Феникса. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица олицетворяла, скорее всего, огонь, свет, солнце. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поёт, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым.

Ну и ещё одна группа птиц в славянской мифологии. Они не имеют чего-то необычного в своём облике, но наделены сказочными свойствами разговаривать, помогать или вредить людям и являются, как правило, спутниками таких персонажей, как Баба-яга или Кащей бессмертный. Это вороны, совы, чёрные дрозды.

Ну, вот, думаю, пора заканчивать с лекцией. Да, материала оказалось много, и много получилось вопросов. Поэтому вам в качестве домашнего задания надо выбрать вопросы, которые в сумме дадут не меньше 10 баллов. Основная оценка за всю домашнюю работу - 10 баллов. Как обычно, дополнительные 2 балла я даю за творческий подход к выполнению заданий.

Домашнее задание:

1. Почему части в книге песен Гамаюн называются клубками? (0-1 балл)

2. Что общего между рассмотренными на лекции птицами первой группы? (0-1 балл)

3. Почему о Сирин вспоминают чаще, чем об Алконосте? (0-1 балл)

4. Почему такое название у "Голубиной книги"? (0-1 балл)

5. Вспомните русские былины, легенды, сказки, в которых упоминается птица. Расскажите о них и опишите птиц, которые там встречаются. Достаточно двух примеров.(0-4 балла)

6. Прочитайте Первый клубок из песен птицы Гамаюн и расскажите о роли уточки в сотворении земли. Попутно расскажите, что вам в этом повествовании показалось символичным для славянской мифологии в общем, то есть что потом повторяется, например, в русских сказках. (0-2 балла)

7. Найдите связь между уточкой и головным убором на Руси. (0-3 балла)

8. Какая связь между уточкой и ткачеством? (0-2 балла)

9. Какие ещё ритуальные древнеславянские предметы были связаны с уточкой? (0-2 балла)

10. Сравните Жар-птицу с Фениксом. Что общего и чем отличаются? (0-2 балла)

11. Расскажите подробнее об одной из сказочных птиц. (0-3 балла)

12. Расскажите подробнее об одной из птиц из третьей группы. (0-3 балла)

13. Какая из рассмотренных птиц вам более остальных понравилась? Почему? (0-2 балла)

14. Возможно, вы предложите свою классификацию птиц в славянской мифологии? (0-3 балла)

15. Практика. Вот вам портал, который перенесёт туда, где обитает какая-то из рассмотренных нами на уроке птиц. Какая - я не знаю, это каждый из вас увидит уже на месте. Возможно, вы встретитесь и не с одной птицей. Если не страшно, то попытайте счастья, а потом расскажите, что там произошло. (0-6 баллов)

Зачастую мифические птицы противостоят злым разрушающим силам, но есть среди них и такие, которые сами несут смерть. Космологическое значение птиц заключается в том, что они живут на вершине мирового древа, являясь зримым воплощением союза земли и неба. Сегодня образы мифических птиц можно встретить в старинных загадках, сказках и заговорах.

Во главе птичьего царства стоит мы стратим - птица. Она живет на океане - море и держит под правым крылом весь белый свет. Когда встрепенется стратим - птица (а случается это во втором часу после полуночи), запоют все петухи на земле. Поэтому считается, что стратим - мать всех птиц. К тому же, стратим - птица - светлая птица бога ветров стрибога, а потому повелевает всеми ветрами. Изображалась эта удивительная птица с небольшой головой на тонкой шее, крючковатым клювом, длинным узким телом и поднятым вверх крылом.
В славянской мифологии встречаются сразу три птицы - девы. Это алконост, гамаюн и сирин. Алконост - это чудесная птица с лицом прекрасной девы. Ее образ восходит к древнегреческому мифу об алкионе, бросившейся в воды моря вслед за утонувшим супругом и превращенной богами в зимородка. По легенде, алконост несет яйца на краю моря, а затем погружает их в морскую глубину, успокаивая море на 7 дней. Затем птица забирает яйца и высиживает птенцов на берегу. Пение алконоста отличается такой дивной красотой, что, услышав его, человек может забыть обо всем на свете. Считается, что утром на яблочный спас в яблоневый сад прилетает птица сирин, которая плачет и грустит. После полудня ее сменяет птица алконост, которая смеется и радуется.
Предшественницами русской птицы сирин были древнегреческие сирены, очаровывавшие своим волшебным пением моряков и несущие гибель кораблям. В славянской мифологии сирин описывается как райская птица, которая иногда появляется на земле и поет вещие песни, пророчествуя о грядущем райском блаженстве. Однако слушать пение сирин небезопасно: заслушавшись, можно лишиться рассудка. Поэтому в некоторых легендах сирин считается темной птицей, посланницей подземного царства.
Гамаюн - вещая птица, вестница богов. Она поет божественные гимны и предсказывает будущее тем, кто умеет слышать тайные пророчества. Полет этой птицы смертоносную бурю приносит. Птице гамаюн известно все о происхождении неба и земли, богов и людей, зверей и птиц.
Старинные легенды и предания многих стран рассказывают о мифической гриф - птице. Голова и крылья у ней орлиные, а туловище и ноги - львиные. Перья у гриф - птицы острые, словно стрелы, клюв и когти словно сделаны из железа. Величиной эта птица - с огромную гору. Смертоносной считается птица скопа. Ее когти содержат яд, который безжалостная хищница выпускает в свою жертву.
Сказочная и мифическая жар-птица - воплощение небесного огня, солнца, грома и молнии. Питается она золотыми яблоками, дарующими молодость, красоту и бессмертие. Когда жар-птица поет, из ее клюва рассыпаются жемчужины. Это волшебное пение исцеляет больных и дарует зрение слепым. Каждой осенью жар-птица умирает, а весной возрождается вновь.
Дальней родственницей жар-птицы можно считать знаменитую птицу феникс, чей образ встречается в мифологии разных стран. По внешнему облику феникс напоминает орла, но отличается ярко - красным или золотисто - красным оперением. Феникс обладает способностью сгорать и возрождаться из пепла, а потому символизирует вечное обновление.
Список мифических птиц народов мира:
Алконост, ангх, арабу, Аэлла, басилевс, бубри, василиск, Гагана, гамаюн, гарпии, гаруда, грифоны, джатаю, жар-птица, карура, Катрей, кетцалькоатль, ливерпульская птица, майастра, мартлет, матаришван, маюра, нехбет, психофоры, птица зимбабве, птица рух, пэн, сампати, симург, сирин, сквадер, стимфалийские птицы, трёхглавый орёл, Турул, урартское крылатое божество, феникс, финист, цзинвэй, чжэнь - няо, чончон Ezomir.





Древняя Греция считается колыбелью европейской цивилизации, давшей современности множество культурных богатств и вдохновлявшей деятелей науки и искусства. Мифы Древней Греции гостеприимно распахивают двери в мир, населённый богами, героями и чудовищами. Хитросплетения взаимоотношений, коварство натуры, божественной или человеческой, немыслимые фантазии погружают нас в пучины страстей, заставляя содрогаться от ужаса, сопереживания и восхищения гармонией той реальности, существовавшей много веков назад, но такой актуальной во все времена!1) Тифон

Самое могучее и устращающее существо из всех порождённых Геей, олицетворение огненных сил земли и её испарений, с их разрушительными действиями. Чудовище обладает невероятной силой и имеет на затылке 100 драконовых голов, с чёрными языками и огненными глазами. Из его пастей раздаётся то обыкновенный голос богов, то рёв ужасного быка, то рыканье льва, то вой собаки, то резкий свист, отдающийся эхом в горах. Тифон был отцом мифических чудовищ от Ехидны: Орфа, Цербера, Гидры, Колхидского Дракона и других, которые на земле и под землёй угрожали человеческому роду, пока герой Геракл не уничтожил их, кроме Сфинкса, Цербера и Химеры. От Тифона пошли все ветры-пустовеи, кроме Нота, Борея и Зефира. Тифон, переходя Эгейское море, раскидал острова Киклады, до этого расположенные тесно. Огненное дыхание чудовища донеслось до острова Фер и разрушило всю его западную половину, а остальную часть превратило в выжженную пустыню. Остров с тех пор приобрел форму полумесяца. Гигантские волны, поднятые Тифоном, докатились до острова Крит и разрушили царство Миноса. Тифон был настолько устращающ и силён, что боги-олимпийцы бежали из своей обители, отказавшись от сражения с ним. Лишь Зевс, самый храбрый из молодых богов, решился на борьбу с Тифоном. Поединок продолжался долго, в пылу боя противники перенеслись из Греции в Сирию. Здесь Тифон разбороздил своим гигантским туловищем землю, впоследствии эти следы сражения наполнились водой и стали реками. Зевс оттеснил Тифона на север и сбросил в Ионическое море, поблизости от италийского берега. Громовержец испепелил чудовище молниями и низверг его в Тартар под гору Этна на острове Сицилия. В древности считалось, что многочисленные извержения Этны происходят из-за того, что из жерла вулкана вырываются молнии, ранее брошенные Зевсом. Тифон служил олицетворением разрушительных сил природы, таких, как ураганы, вулканы, смерчи. От английского варианта этого греческого имени и произошло слово «тайфун».

В. Васнецов «Сирин и Алконост. Песнь Радости и Печали». 1896
Первый раз о волшебных птицах я услышал еще в детстве из песни Высоцкого и удивился тому, что ничего я про этих птиц не знаю, - по крайней мере про тех, что назывались в песне. Любопытство – вот что толкает нас к поискам; но поскольку источника знаний современного человека - интернета, тогда не было, мне пришлось искать ответ на возникшие вопросы в библиотеке. И выяснил, что волшебных птиц в русских сказках пять – уже упомянутые Владимиром Семеновичем: Сирин, Алконост, Гамаюн и встречавшиеся мне, да, думаю, и вам ранее Жарптица и Финист Ясный сокол.
Теперь о каждой из них по подробнее:
СИРИН – птица печали, вестник властелина подземного мира. Пение её пленительно и печально, встреча с ней для любого существа означает близкую беду. У Сирина тело птицы, а голова – прекрасной женщины. Эта птица тоже служительница и исполнительница воли вышних Богов – наделена ими даром предвидения, даром утешения в печали и горе. Часто путешествует вместе с Алконостом; тогда при встрече с человеком каждая из птиц поёт ему свои песни о его судьбе.
АЛКОНОСТ – птица радости и любви из Небесного Мира. Она с человеческим лицом (полуженщина-полуптица), с большими радужными, разноцветными перьями. Доброжелательна к человеку, помогает ему, предупреждает о беде. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всех своих бедах и тревогах. Счастлив человек, увидевший эту птицу, так как её легко спугнуть (как и успех, и везение), а она столь быстра, что исчезает мгновенно.

ГАМАЮН - Вещая птица-говорун с человеческой головой, посланник Небес, глашатай богов. Может предсказывать будущее. К птице Гамаюн приходят люди за советом, так как ведома вещей птице мудрость всех времён, всех народов.

ЖАР-ПТИЦА - Волшебная, светозарная солнечная птица. Исходящий от её оперения свет озаряет всю округу: «Чудный свет кругом струится, но не греет, не дымится…». Сияние её перьев так же слепит глаза, как свет солнца или блеск молнии. В одной сказке о Жар-птице написано: «На ней перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны».

ФИНИСТ – бессмертная птица счастья и вечной молодости. В русских сказках это Финист-ясный сокол – образ возрождения и обновления человека. Днём сказочный Финист превращается в птицу, ночью – в прекрасного царевича. Это вечно молодая и победоносная птица-воин, защитник Руси, заветов предков и справедливости.
Ну и на последок текст той самой песни Владимира Семеновича Высоцкого в которой я про волшебных птиц услышал в первый раз:
В. Высоцкий “Купола»
Как засмотрится мне нынче, как задышится?
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споется мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют - да все из сказок.
Птица Сирин мне радостно скалится -
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив - тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черед -
Это птица Гамаюн
Надежду подает!
В синем небе, колокольнями проколотом,-
Медный колокол, медный колокол -
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом -
Чтобы чаще Господь замечал.
Я стою, как перед вечною загадкою,
Пред великою да сказочной страною -
Перед солоно - да горько-кисло-сладкою,
Голубою, родниковою, ржаною.
Грязью чавкая жирной да ржавою,
Вязнут лошади по стремена,
Но влекут меня сонной державою,
Что раскисла, опухла от сна.
Словно семь богатых лун
На пути моем встает -
То птица Гамаюн
Надежду подает!
Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами,-
Если до крови лоскут истончал,-
Залатаю золотыми я заплатами -
Чтобы чаще Господь замечал!

Птицы у славян обладают антропоморфными чертами

Первые мифологические предания о птицах сконцентрированы вокруг идеи полета.

В славянской мифологии, как и во многих других, герой преданий так или иначе стремится вознестись к небесам. В этом ему помогает ковер-самолет, сапоги, искусственные крылья и многое другое.

Все это является попыткой приблизиться к мечте множества народов – вознестись вверх, почувствовать свободу подобно птицам.

Однако наравне с этим, птица в славянской мифологии также является олицетворением мудрости, своеобразным «советчиком».

Его роль исполняет сокол или ворон. Птица Гамаюн является глашатаем, вестником богов, ей отведена роль «переводчика» божьей воли.

Настолько разношерстый образ птицы не мог остаться без своей «ложки дегтя».

Есть среди мифологических образов и откровенно отрицательные, в той или иной мере. Так, к примеру, Стратим-птица разрушительна по своей природе, поскольку ведает всеми бурями и ненастьями на земле и море.

Первые упоминания об Алконосте и Сирине

Птица Алконост, как и её вечная спутница Сирин, это два неотъемлемых образа рая - Ирия. Обе птицы благие по своей природе, но встреча с любой из них не сулила ничего хорошего обычному человеку.

Примечательно, Алконост, как и Сирин, восходят к греческой мифологии и являются прямой отсылкой к Сфинксу и Алкионе.

Этот наглядный пример показывает то, какое влияние оказала греческая культура на формирование славянской.

Алконост как вестник радости

По легенде, Алкиона, дочь Эола, прогневила Зевса тем, что взяла имена владык пантеона для себя и собственного супруга.

Она была обращена в зимородка. Согласно поверьям, в канун зимнего солнцестояния море затихает на 14 дней, этот период Алкиона в образе птицы высиживает яйца в собственном гнезде, которое качается на морских волнах.

Что произошло с ее супругом неизвестно. В любом случае, именно легенда об Алкионе является центральной в формировании образа птицы Алконоста.

«Держащая в своих прекрасных руках райский цветок и свиток о воздаянии в раю за дела благие»

Именно такое описание Алконоста можно встретить чаще всего. Птица обладает женским торсом, головой, руками.

Примечательно, в сказаниях подчеркнут тот факт, что птица Алконост владеет также вторичными половыми признаками, а именно женской грудью.

Она является вестником радости, блаженства и удовольствия, ожидающего всех истинно верующих за вратами рая.

Среда обитания и особенности

В славянской мифологии птица Алконост оплакивает погибших после крупных сражений, чаруя всех собственным голосом.

Она отнюдь не зла, наоборот, нрав её кроткий, как у ягненка.

Вместе с тем, птица несет опасность любому человеку, поскольку ее пение заставляет услышавшего забыть обо всем на свете и просто слушать, порой на протяжении вечности.

Наиболее раннее изображение птицы Алконоста встречается в миниатюре XII века.

Там мифическое существо изображено с бурым, сероватым оперением, красивым лицом, нежными руками молодой девушки и подтянутой грудью.

Белым оперением, а также короной, Алконоста наделил художник Васнецов, который рассматривал этот образ как центральный в славянской мифологии.

По легенде Алконост проживает в Ирие, однако отдельные предания утверждают, что место птицы на острове Буяне или же у бассейна реки Евфрат.

Примечательно, образ сфинкса, сформированные уже при греках, часто встречался в мифологии цивилизации шумер, которая зарождалась на берегах «зеленого» Евфрата.

Размножение

Птица Алконост несет яйца посередине зимы прямо в волны морские. Там они лежат 7 дней, все это время на море царит полный штиль, дабы не мешать развитию потомства.

В назначенный срок яйца всплывают, после чего птице остается только их высидеть на берегу.

Что происходит с птицами в старости и умирает ли Алконост, неизвестно.

Действительно ли существовала уникальная птица Рух, обладающая размахом крыльев в тридцать шагов? И если да, то где она обитала? Различные источники уверяют, что громадная птица наделена огромной силой и способна уносить ввысь многотонных слонов и мифических африканских единорогов.

Как выглядит птица Рух

В одних источниках утверждается, что внешность Рух устрашающая – когти огромных размеров, похожие на громадные острые крюки, тело – грифона, но такое огромное, как гора, а голова похожа на льва, где вместо клюва – огромные клыки. Другие легенды говорят о том, что голова у птицы похожа на орлиную и клюв ее – как целый корабль. Единственного мнения о внешности птицы не существует, но все легенды сходятся в том, что мифическое существо обладало поистине громадными размерами.

Птица описывается как создание жестокое, злобное и агрессивное. Считалось, что если Рух заметит корабль на морских просторах, то обязательно уничтожит судно и команду. Размеры и мощь птицы настолько велики, что уничтожить пернатого монстра не удавалось никому даже в мифических рассказах. При встрече с монстром нужно было прятаться или бежать во весь опор, что в большинстве случаев оказывалось бесполезной затеей.

Где обитает птица Рух

Где могли жить и почему ученые до сих пор не нашли доказательств существования легендарной Рух? Неужели кости вымерших птиц истлели и поэтому не могут служить доказательством их реального существования?

Все ответы на эти вопросы можно найти в легендах. В Китае считалось, что родина Рух – Мадагаскар и птицы обитают на чудесном острове, полном еды и питья. На Ближнем Востоке ареалом обитания сказочных монстров считался Китай. Многочисленные раскопки, проведенные археологами не нашли ни одного фактического подтверждения того, что птицы населяли нашу планету.

В легендах редкие появления птицы взорам путешественников и отсутствие физических доказательств объясняются тем, что создания живут не совсем в нашей реальности, а скрываются в так называемых «пограничных территориях». Это место описывается как необычное, наполненное самыми невероятными существами. Никто не может достоверно описать, где оно и как туда попасть. Но многие источники говорят о том, что в местах перехода происходят аномальные явления. Божественная птица способна свободно преодолевать невидимую грань между мирами, обретать реальное тело и являться редким свидетелям.

Могут ли современники встретить мифическую птицу?

Ученые отрицают такую возможность, считая, что прообразом легендарного создания были птицы–гиганты эпиорнис, обитавшие на Мадагаскаре и вымершие три века назад. Научный мир убежден, что нелетающего гиганта принимали за птенцов мифической птицы Рух.

В мифологии птица считается бессмертной, и многие убеждены, что многочисленные свидетельства мореплавателей и путешественников относятся к одной и той же особи, которая время от времени покидает свой мир в поисках развлечений и видов для созерцания красоты нашего мира.

Возможно, мы тоже имеем возможность стать свидетелями чудесного появления удивительного создания, ведь если она бессмертна и действительно обитает в призрачных мирах, то существует вероятность, что современники или будущие поколения смогут своими глазами увидеть мифическую птицу и убедиться в ее существовании.

Истории известно множество мифических существ мира, которые живут только в воображении людей. Некоторые из них абсолютно точно вымышлены, некоторые напоминают реальных животных. Разнообразие мифических существ сложно описать - если собрать их в одной книге только по названиям, получится том более, чем на 1000 страниц. В каждой стране создания разные - в зависимости от территории проживания отличаются и предания. В некоторых легендах преобладают добрые мифические существа, в некоторых - красивые, но опасные.

Разновидности мифических существ

Каждое создание обладает настолько разными, а порой и противоречивыми характеристиками, что отнести его к какому-либо виду крайне сложно. Но специалисты в области мифологии сумели объединить все многообразие существ в один список, который включает 6 основных категорий.

К первой группе относят гуманоидных созданий, т. е. тех, кто похож на человека. Они имеют классические характеристики людей - прямохождение, аналогичное строение тела, способности к ручному труду, использование интеллекта в сложных жизненных ситуациях. От людей такие существа обычно отличаются силой, ростом и магическими способностями.

  1. Великаны отличаются своими исполинскими размерами. В легендах их описывают, как огромных, грозных, озлобленных существ. С людьми обычно отношения плохие - враждебные. Интеллект снижен, характер вспыльчивый. Основные виды великанов - орки, циклопы, пещерные люди.
  2. Карлики являются противопоставлением великанам. Их рост обычно около 1 м или ниже в зависимости от вида. К примеру, хоббиты достигают более 1 м, а феи могут быть совсем крошечными и помещаться в ладошку ребенка. К карликам относят боггартов и лепреконов.
  3. Отдельным пунктом стоит выделить сотворенных человеком существ. К ним относятся големы и гомункулы. Издавна алхимики работают над их созданием, и в мифологии рассказывается об успешных попытках, которые официально не подтверждены.

Это только первая часть из всех многочисленных существ, когда-либо описанных в мифологии. Естественно, что гуманоидов насчитывается гораздо больше, нежели перечислено в списке, здесь только самые известные. Создания, схожие с людьми наибольшим образом, достойны отдельного описания.

Подтип людей - наиболее обширный. В него входят разные существа, которые наиболее похожи по анатомии на человека. Из крупных созданий - йети, орки и тролли.

  1. Йети, или как его еще называют - снежный человек, появился в мифологии относительно недавно. Его рост превышает 2-3 м, а все тело покрывает густой волосяной покров, белого или серого цвета. К людям снежный человек старается не выходить, избегает их. Есть очевидцы, которые утверждают - они встречали снежного человека. Но наука пока что не подтвердила его существование - это автоматически делает его мифическим. Йети очень популярны в культуре народов севера - там выпускается много сувенирной продукции с его изображением.
  2. Орки - это мифические человекоподобные создания родом из Европы, имеют небольшое сходство с троллями и гоблинами. Орки обычно изображаются, как небольшого роста существа, с безобразными чертами лица. Тело неравномерно покрыто шерстью, руки и ноги непропорционально большие по отношению к туловищу. Упоминались орки в легендариуме Толкиена, где представлены в виде жестокого народа, который служил темным силам. Их особенностью была абсолютная непереносимость света, т. к. созданы они были в полной темноте.
  3. Тролли - огромные существа, родиной которых является Швейцария. Они живут на скалах, в лесах или в пещерах. Легенды описывают троллей как огромных, уродливых созданий, которые запугивают людей, если те зашли на их территорию. Тролли, по преданиям, могли похищать человеческих женщин и детей, и поедать их среди скал. Защититься от монстров можно только с помощью христианской символики - крестов, святой воды и колоколов. При виде этих вещей тролли обращаются в бегство. Так сказано в энциклопедиях монахов.

… «Отчего люди не летают так, как птицы?»* Любому, наверное, человеку знакомо ощущение полёта, – все летали в детстве во сне. А потом всю жизнь нам не хватает этого ощущения, и потому так мы завидуем птицам. И с готовностью принимаем их, как загадочных существ, наделённых мистическими способностями, способных предсказать будущее, принести счастье или просто удачу.

Птица в славянской мифологии занимает особое и очень значимое место. Верховное божество Род – начало всех начал, в своём земном воплощении принимал образ серой уточки, которая была его символом и носителем его силы. Именно эта уточка снесла два яйца – Явь и Навь – воплощение добра и зла, жизни и смерти…

Дошедшие из глубины времени образы птиц очень разнообразны, что объясняется огромными территориями, заселяемыми славянскими народами. В общем, птиц, наделяемых народным сознанием мистическими качествами я бы для простоты восприятия разделила на три группы.
К первой необходимо отнести мифических существ – полу-птиц, полу людей, обладающих даром пророчества и способностями приносить людям беду или счастье, горе или удачу. К ним относятся Гамаюн, Алконост, Сирин, Стратим и Феникс.

Посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.

В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.

Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.

Это чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая.

Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода - пока не вылупятся птенцы.

Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка.

Это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий.

Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.

Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот - истинное блаженство!

Стародавние сказания утверждают, что Стратим-птица - прародительница всех птиц - живет на море-океане, подобно Алконосту. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется.

Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса. В этом смысле она подобна Морскому царю. В некоторых сказаниях она помогает герою выбраться с безлюдного острова и долететь до земли - за то, что он спасает и милует ее птенцов. Сохранилось странное и загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля».

(возможно от греч. «пурпурный, багряный») - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа - возрождается из пепла.


Из птиц-сказочных персонажей Жар-птица, скорее всего, имеет прямого прототипа из мифологических птиц, а именно Феникса. Эта сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

К третьей группе можно отнести всех птиц, которые не несут в своем облике нечто небывалое, а просто наделены сказочными свойствами разговаривать, помогать или вредить сказочным персонажам-людям и являются, как правило, спутниками таких персонажей, как Баба-яга или Кащей бессмертный. Это вороны, совы, чёрные дрозды.

В русской литературе и живописи птицы встречаются довольно часто. В поэзии к образам мифологических птиц обращались такие поэты, как Блок и Клюев, в живописи - Васнецов, Врубель, Бакст.

*А.Островский «Гроза»