Путешествие на автомобиле по Китаю (плюс Тибет). Путешествие в китай на машине Путешествие на своем авто в китай

Хочу вам рассказать, как сьездить на выходные в Китай на своем автомобиле. Не куда угодно в Китай, а в приграничную Маньчжурию.
Вариантов съездить туда несколько: с тургруппой на автобусе, Газели или поезде, самостоятельно на своей машине, поездом до места или любым путем до Забайкальска, а оттуда рейсовым в Маньчжурию. Даже самолетом можно. Мы предпочитаем ездить именно на своей машине, потому что нам так удобно. Мы не привязаны ни к какой группе, полная свобода действий: выезжаем во сколько захотим, едем в своем темпе, захотели сьездить в соседний с Маньчжурией городок? Сели и поехали. Очень удобно, хотя и не всегда дешевле. Но финансовую сторону поездки опустим.
Итак, вы решились. Нужно подготовиться заранее: убедиться, что заграничный паспорт не просрочен, найти китайскую турфирму и попросить их сделать для вас и вашей машины приглашение, по желанию забронировать гостиницу. Не бойтесь, что китайская турфирма вас обманет - за свои услуги она получает деньги от вас лично, уже в Китае. Если все еще боитесь и не доверяете турфирме, то дальше можно не читать.

Заказали приглашение, проверили загранпаспорта, убедились что автомобилем управляет его владелец - и в путь. Неважно, откуда вы поедете: из Читы, из Красноярска, из Якутска- вам нужно приехать сюда - это МАПП Забайкальска. МАПП - многосторонний автомобильный пункт пропуска, тут вы можете пересечь границу и ввезти (вывезти) товары автотранспортом. Это также означает запрет перехода границы пешком, на велосипеде и т.д. - только автомобилем или автобусом.
Приезжаем в указанное место и видим в правой полосе длинную колонну стоящих грузовиков. Смело объезжайте их - с ними нам не по пути. Занимаем левую полосу и едем к ЧШ. ЧШ - это часовой шлагбаум - такое название придумали и используют российские пограничники, означает оно точки въезда (выезда) в (из) МАПП. Иногда эта очередь бывает довольно большой.

Сегодня в очереди нас было двое. Оглядываемся по сторонам, видим, как пограничник записывает ФИО и год рождения водителя, гос. номер автомобиля и количество человек в нем. Покажите пограничнику свой паспорт, открытый на странице с фотографией. ВАЖНО: если вас в автомобиле въехало на МАПП двое, то покинуть МАПП вас должно тоже двое - не садите никого на территории.
С впереди идущим автомобилем закончено, ждем приглашения пограничника. Когда на МАПП скапливается большое количество машин и автобусов, ворота могут закрывать, иногда даже прямо перед вашим носом. Наберитесь терпения, это даже не "цветочки" и "ягодки", они вас будут ждать позже.

И вот мы въехали. Пограничник записал (чаще "записала") нужную информацию, убедился, что в машине нас двое, и мы поехали дальше. На фотографии ниже - счастливчик, который уже выезжает: он долгие часы выезжал из Китая, и вот он уже почти на свободе. А нам направо:

затем налево, потом еще раз направо, прямо к тем навесам:

Подъезжаем и встаем с левой стороны в очередь, либо, если никого нет, перед белой чертой.

Здесь пассажир забирает свои вещи и идет проходить пограничный контроль. Если очереди нет, то идите вместе с пассажиром, если есть очередь - дождитесь, когда вам до белой черты останется один-два автомобиля, и идите проходить пограничный контроль сами. На фотографии выше видите дверь и входящего туда китайца? Вам туда.
Жители приграничного Забайкальска часто посещают соседнюю Маньжурию, встречаются на МАПП с друзьями. Когда-то (когда курс юаня был невысокий) в Маньчжурии нам встречались люди, с которыми в Чите могли не видеться по полгода, а то и больше. Так и на фотографии ниже пограничник встретился со знакомым, едущим в Маньчжурию.

После прохождения пограничного контроля, где вам поставят печати о выезде из России в паспорте, возвращайтесь к своей машине. Подаете свидетельство о регистрации и свой загранпаспорт в одно из окон пограничных будок (видите подпирающего вагончик пограничника?) Инспектор внесет их в базу данных и выйдет проверять ваш автомобиль вместе с двумя помощниками. Вам зададут стандартные вопросы: есть ли с собой оружие, наркотики и другие запрещенные предметы и вещи; оборудован ли автомобиль тайниками. Откройте капот, багажник и салон, инспектора быстро досмотрят автомобиль, и вы поедете дальше. Если автомобиль оснащен системой ГБО, то готовьтесь к тому, что инспектор сядет с вами, и вы поедете на большую рентген-установку, через которую проходят все грузовые автомобили. Впрочем, это может случиться и без ГБО: на нашей границе практикуется выборочная рентген-проверка.
Все, печати в паспорте поставили, машину проверили, выезжаете из зоны досмотра, подбираете пассажира.

Он все это время томился в небольшом зальчике ожидания - а может, вполне нескучно проводил время в Дьюти-фри.
В этот раз впервые за годы поездок через забайкальский МАПП мы застали закрытый на приемку товара дьютик, но мы имеем возможность посетить такой же магазин беспошлинной торговли на улице, в отдельном здании.

Фотосъемка запрещена, но я смог. Продавец-консультант сказала, что их за это ругают, хотя я не могу понять, что в этом магазине есть такого, что его нельзя снимать.
Помните: в Маньчжурию можно ввозить до 3 бутылок алкоголя любой емкости на человека. Может, вам и удастся провезти больше, но будьте готовы к тому, что лишний алкоголь заберут на китайской таможне.

Не спеша купив что надо, едем к китайской границе.

Здесь покажите пограничнику (-це) загранпаспорт на странице со штампом, покажите, что вас в машине по-прежнему двое,

и он(а) вас выпустит на нейтральную полосу. Позади Россия, впереди Китай.
Остановитесь перед воротами: вас пригласит китайский пограничник. Кто достоверно знает, для чего эти два красных флага?

Я слышал, что поднятем их вызывают соседских пограничников, когда другие средства связи недоступны.
Остановитесь там, куда показывает китайский пограничник. У них все строго, и лучше делать, что велят.

Пограничник посмотрит ваши паспорта на странице с фотографиями, посчитает, сколько человек в машине, и даст вам бумажку. Это китайский талон контроля, очень важная бумажка. Там будет написан номер вашей машины и три поля для отметок карантина, погранслужбы и таможни (слева направо):

После погранпоста проезжаем через устройство для дезинфекции (в холодное время года не работает, а летом не забудьте закрыть окна вашего автомобиля), а перед ним скорее всего измеритель радиации.

Если вас минимум пятеро, и вы еще в городе выезда, в российской турфирме, оформились списком (такой вид групповой визы) - встаете в очередь, если есть индивидуальные визы - туда же. Очередь состоит из четырех полос для легковых машин и микроавтобусов, а левая полоса для рейсовых и заказных автобусов (они имеют приоритет). Визы и списка у нас нет, мы их будем оформлять прямо здесь, на границе, в визовой службе. Оставляем машину в сторонке, чтобы она никому не мешала, и идем в здание:

поднимаемся по эскалатору:

идем вот в этот офис и делаем себе групповую визу на двоих.
Что это за виза? Это нечто среднее между индивидуальной визой и списком (от пяти человек включительно). Ее можно получить на группу из двух-четырех человек, и она значительно дешевле, чем две индивидуальных, всего 130 юаней на человека. Минус у нее один: вы не можете выехать обратно по отдельности.

Маленький совет: расплачивайтесь на границе припасенными юанями. Курс у них просто адовый, а юани в банках Читы иной раз можно купить даже дешевле, чем в Маньчжурии.
Получив визу, идем проходить пограничный контроль. Сразу же после рамки металоискателя на столе на самом видном месте лежит печать карантинной службы. Поставьте её себе самостоятельно в левое поле талона. Перед пограничником встаем по порядку, который указан в групповой визе. Пассажир подает паспорт и визу, водитель подает паспорт и талон.
Вот так выглядит талон, после того как вы прошли пограничников: слева печать карантинной службы, которую вы сами себе поставили, правее штампик пограничника:

Так выглядит групповая виза:

Водитель возвращается к машине, пассажиру осталось пройти таможенников. На этом этапе обычно никаких сложностей не возникает, пассажир благополучно спускается вниз по эскалатору в зал ожидания уже по ту сторону границы и ждет, пока пройдет границу его машина.
Помните, я вас просил ставить машину в стороне, чтобы никому не мешать? Вот перед вами наглядный пример "как не нужно делать": водители двух микроавтобусов закрыли полосы для движения - перед ними никого, объехать их никак, хотя китайский пограничник может пригласить машину на досмотр - и ушли проходить погранконтроль.

Вот один из этих "любителей мужчин" прибежал наконец к машине:

Пограничник тут же его пригласил:

А вот и второй. На заднем плане машины и автобусы, которые выходят из Китая и уже прошли половину круга ада. Помните, я в начале поста говорил про "цветочки" и "ягодки"? Так вот у них - "цветочки": впереди российская таможня.

Вот сюда нам нужно подъехать: здесь пограничник проверяет машину. Это место называют "труба". Помогите ему: откройте все ящики, скрытые бардачки. ВАЖНО: всегда возите с собой обыкновенную пишущую ручку - после осмотра пограничник ставит свою отметку вашей ручкой!

Вот и наша очередь.

Пограничник осмотрел машину, заезжаем за ограждение и идем искать представителей встречающей фирмы. Чаще всего они шныряют между машин и спрашивают водителей: "Какая филма?", но иногда их нужно искать. Прячутся они с левой стороны за дверью "Касса", эту дверь на фотографии закрывает большой синий автобус:

После того как вы найдете представителя и отдадите ему все бумаги (отдайте все, ненужное он вам вернет), возвращайтесь к машине и готовьте ее на таможенный досмотр. Нужные документы вам принесет представитель фирмы. Обычно, когда заполняется "труба", из дверей появляется таможенник, осматривает машину и дает вот такой пропуск (на выезде из МАПП его забирает пограничник):

На руках у вас остается китайская страховка:

непонятный талон, выдаваемый по количеству человек в машине (эту бумажку заберет пограничник):

Так теперь выглядит заполенный до конца ваш талон на автомобиль (его тоже заберет пограничник):

Шлагбаум откроется, и я почти свободен. Почему почти? Мне нужно забрать своего пассажира, пройти последний погранпост - и квест будет пройден.

После досмотра поворачиваем налево к зданию китайской таможни, подхватываем пассажира с вещами и едем к выезду с МАПП.

Останавливаемся у пограничника, показываем, что нас в машине двое, показываем паспорта с штампиками и отдаем пограничнику заполненный талон, пропуск и те две непонятные бумажки:

Он сравнивает номер, записанный его коллегой в талоне, с номером автомобиля:

и все: нас пропускают в Китай.

На этот раз переход границы занял 3,5 часа - это достаточно быстро. Из них час мы просидели под дверями визового центра. Оказалось, что у них двухчасовой перерыв. Никаких расписаний работы ни китайцы, ни наши не вывешивают. Китайцы еще любят менять что-нибудь в порядке оформления машины и в количестве бумажек. Так что для тех, кто ездит нечасто, на границе возникают сюрпризы, и не всегда приятные. Один из таких сюрпризов ожидал нас через двое суток на

Июнь 2011 года, позвонил друг из Новокузнецка, предложил, съездить в Китай на автомобиле.
Хочу оговориться, у нас с ним уже были годовые визы в КНР и ранее мы с ним говорили о такой возможности.
Договорились, что я возьму автоприцеп и приеду в Барнаул, где мы и оставим мою машину и поедем на его «Прадике».

В Барнаул я выехал из Новосибирска в 14 часов дня, приехал в Барнаул в районе 16 часов, при осмотре прицепа обнаружили неполадку с разъемом для подключения сигналов, кроме этого нам были необходимы наклейки RUS , т.к. нас предупредили, что казахские гаишники будут сильно придираться к любым недочетам.
Поиск ремкомплекта к разъему и наклеек у нас занял два часа, в результате из Барнаула мы выехали в районе 19 часов и к 22 часам добрались до Веселоярского таможенного поста который находится возле г. Рубцовск.

Очередь на таможенный пост была около 7 машин и переход на казахскую часть таможенного поста занял у нас около 1 часа 20 минут, что было большой роскошью, ведь за ночь нам надо было проехать еще более 1000 км до таможенного перехода возле озера Зайсан - Майкопчагай.
Ускорить прохождение через российский таможенный пост вообще не получилось. Зато 2000 тенге (тенге мы купили заранее в Сбербанке в России на 5 тысяч рублей) у казахов сделали свое дело, через 30 минут мы были на просторах республики Казахстан.
100 км до Семипалатинска, новое название Семей были почти незаметными по сравнению с предыдущей дорогой.
Мы залили полный бак бензина, у казахов он дешевле, чем в России. Теперь нам предстояла ночная поездка, когда машина выехала из г. Семей я задремал, проснулся от жуткой тряски по кочкам самой плохой дороги которую я видел за последнее время. 150 км до Георгиевки мы ехали по жуткой дороге в полной темноте. Я предложил заночевать до рассвета возле любой заправки, что мы и сделали, через час рассвело, и мы продолжили наш путь.


Дорога до озера Зайсан пролегала ничем не примечательной степи, правда негативное впечатление создавали могилы, построенные как города вдоль дороги, дома в деревнях выглядели гораздо беднее, чем могилы.
Иногда попадались странные сооружения, которые выглядели как памятники.

Недалеко от поселка Зайсан, мы увидели что проводятся бурильные работы, по добыче нефти и газа.

На заставу Майкопчагай, мы попали к 9 утра Новосибирского времени, до начала работы заставы был еще целый час. Поставили машину на стоянку, договорились, что вернемся через 4 дня, мы сели в автобус чтобы переехать границу.
Т.к. мы не знали что и как оказалось что мы сели на рейсовый автобус который шел из г. Семей в г. Урумчи и китаец «содрал» с нас за переезд 100 юаней, что как оказалось было завышено как минимум в 5 раз.
Но китайцы обычно если, получили, то деньги не отдают. Правда, наш «дорогой» автобус попал на пропускной пункт гораздо быстрее «дешевого» местного автобуса.
Казахов мы прошли минут за 30 и вот мы садимся на газель которая перевезла нас за эквивалент 100 руб (в тенге) на китайскую территорию.

Китайская земля выглядела очень безжизненной, на ней почти не было растительности.

И вот мы на китайской таможне, формальности заняли всего 15 минут и мы уже договариваемся с таксистом чтобы доехать до Урумчи.
1000 юаней (это примерно 5000 руб) и мы уже несемся по пустыне, именно пустыне, т.к. растительность отсутствует.
Деревья и трава растут только там где живут люди, а вся остальная дорога пролегает в холмистой пустынной местности.


Самое поразительное началось чуть позже, оцените сами:

Это похоже на самый настоящий нефтяной бум, "однорукие" нефтяные качалки на каждом углу.

Через 7 часов дороги мы въехали в г.Урумчи:

Три дня проживания в Урумчи, не запомнились ничем особенным, все было как обычно:

Обратно мы договорились выехать на такси в 3 часа ночи, за нами приехал китайский внедорожник, мы набили его доверху китайским "барахлом" таксист сразу поднял оплату на 100 юаней, сказал что вещей сильно много.
деваться было некуда и мы согласились, изначальная договоренность была 900 юаней.
таксист выехал из города и заехал в придорожный магазинчик купил мешок семечек и две банки кофе. Это меня насторожило.

Китайские дороги очень качественные, та по которой мы ехали, имела 2 полосы в каждом направлении, а также отбойники. Это платная дорога, причем плата составляла 20-25 юаней за 100 км. На опасных участках стояли "светофоры" которые питались от солнечных батарей, железные отбойники в некоторых местах были подсвечены светодиодами.
Покрытие имело очень высокое качество.
Так вот про китайца-водителя: водитель активно щелкал семечки и периодически начинал клевать носом, в результате я сел вместо него за руль, т.к. перспектива его сна за рулем меня и моих попутчиков не устраивала.
Перед постом полиции я менялся с китайцем местами, в результате я проехал со скоростью 120 км в час примерно 140-150 км, когда мы подъехали к очередному посту уже начало светать и мы поменялись с китайцем, дальше ехал он.

Китайский внедорожник был с ручной коробкой и разгонялся весьма вяло, может быть сказывалось то что он ехал на газе.

Утром мы приехали на таможенный переход, китайскую границу мы перешли за 15 минут с полным сервисом, т.к. наши вещи, не бесплатно, перевез специальный носильщик в форме пограничника.
А вот казахскую границу мы смогли перейти только отдав сотовый телефон в качестве взятки из нашего багажа, трясти наш багаж вышел какой то начальник в чине майора, он сказал что регистраторы провозить нельзя, хотя я был уверен что для этого оборудования ограничений нет, но спорить с ним было себе дороже.

Когда мы стояли ждали автобус, чтобы выехать из таможенной зоны, к нам подошла девушка казашка с ребенком и спросила как мы поедем, в результате мы согласились взять ее с собой. Да я забыл написать, что с нами еще ехала жена моего товарища, которая прилетела на самолете из Новосибирска.

Забрали машину со стоянки, мы поехали в поселок Зайсан, чтобы купить страховку, но так и не смогли это сделать по причине отсутствия нужного бланка.
Решили ехать без страховки.
По дороге свернули к озеру:

Искупаться не удалось, т.к. ветер поднял грязь возле берега.

Остальная часть дороги была ни чем не примечательна, мы ехали разговаривали с нашими попутчиками. К 9 вечера мы прибыли на таможенный переход с Россией, при переезде через Казахский пост мы традиционно растались с одной тысячей рублей в качестве взятки, которую с нас просто выдавили.
Россйские пограничники действовали четко и профессионально, взяток не просили, а просто делали свое дело.
Через 40 минут мы уже ехали в Рубцовск......

Если с путешествиями на своем авто все более-менее понятно, то покорить таким образом Китай в несколько раз сложнее, но не верьте, что это невозможно. Все реально, если знать, что нужно сделать и как подготовиться. Всегда мечтали отправиться в Китай на собственном авто? Тогда читайте наши советы о том, как подготовиться к такому путешествию.

Китай – современная страна, инфраструктуру которой с каждым годом все больше развивают, поэтому сегодня трудно найти место, где не проложены дороги, даже в маленькую деревню ведет современная автомагистраль. Возьмем, к примеру, Тибет, через который проходит трасса G219, несмотря на то, что здесь есть не самые простые участки (встречаются перевалы за пять тысяч метров). Но каждый желающий сможет добраться в нужное место на любом виде транспорта, тем более, на легковом авто. Однако стоит помнить, что за передвижение по современным автомагистралям нужно платить, поэтому в большинстве случаев они не загружены, ехать по ним легко и комфортно. Конечно, есть и бесплатные дороги, но здесь можно провести не один час в пробке. Кроме того, у местных водителей свои правила, к которым нужно приспособиться, а это не так просто. К примеру, часто ездят с включенным дальним светом, не реагируя на сигналы других водителей. Отметим, что движение, как правило, неорганизованное, кроме того, здесь любят использовать клаксон с поводом и без, как следствие создается впечатление полного хаоса и беспорядка на дороге. Но есть и плюсы: современные автозаправки повсеместно, а также высококачественные топливные материалы.

Маршрут должен быть заранее продуман

Ещё одна особенность путешествия на своей машине по Китаю – важно, чтобы маршрут был продуман от «А» до «Я». Какие места планируете посетить, особое внимание нужно уделить пунктам въезда-выезда, а также пограничным переходам. Турист должен тщательно проработать маршрут, пункты въезда-выезда не могут быть изменены в процессе. Перед началом путешествия важно собрать, как можно больше информации о предстоящем маршруте, так как в Китае есть полно мест, для пересечения которых необходимо получить дополнительные разрешения.

О документах и разрешениях

Как правило, когда турист узнает о бюрократической мороке, то желание путешествовать на своей машине исчезает. Но если вы настроены решительно и оформление дополнительных документов вас не пугает, то вперед, записывайте, что нужно:

  • Китайское удостоверение водителя (необходимо заранее оформить, так как ни российские, ни международные права здесь не действуют).
  • Местные номера на автомобиль.
  • Пермиты, или разрешения для въезда и выезда.
  • Документы, подтверждающие исправность транспортного средства (ТО).
  • Страховка.

Что важно знать о разрешениях, на некоторые территории туристов не пустят без разрешения, к примеру, для покорения Тибета нужен документ. Больше того, оформляется он не только на машину, но и на проезд людей. Путешествующим выдают отдельный паспорт Alien Permits, который действует, пока туристы находятся на территории Тибета. Именно поэтому так важно указывать точные даты выезда-въезда. Кстати, так как документов много, оформление лучше начинать за 3 месяца до выезда.

Страховой депозит и услуги китайского гида

Важно отметить, что по Китаю нужно путешествовать группой (то есть не меньше двух машин). Группу должен сопровождать гид в обязательном порядке. Он помогает разбираться в местных правилах, бронирует отели и консультирует путешественников по всем вопросам. Наличие такого человека – это требование эмиграционной китайской службы.

При въезде в Китай необходимо заплатить страховой депозит (сколько именно зависит от точки пересечения границы). Деньги возвращаются при выезде из страны.

Интернет в Китае, купить в России

К поездке в Китай на своем авто нужно готовиться заблаговременно и тщательно и тогда все пройдет наилучшим образом.

Путешествие по Китаю на собственном или арендованном автомобиле - задача крайне непростая. Здесь не действуют водительские удостоверения международного образца. Так что озаботиться подготовкой документов необходимо за три месяца до намечаемой поездки. Физически вам выдадут временные китайские права уже по приезде. Права привязаны к определенному автомобилю, разрешение на ввоз которого нужно оформлять отдельно. На машину вам выдадут временные китайские номера, а вы оплатите залог (автомобиль должен выехать из Китая по истечении срока разрешения). Последнее нововведение - для путешествия по стране нужно не только сразу обозначить маршрут, но в составе участников должно быть не менее двух автомобилей.

Отклонения от маршрута, мягко говоря, не приветствуются. Для контроля за перемещением с путешественниками всегда находится китайский гид (офицер связи), а в Тибете присоединяется еще тибетский гид, который решает все вопросы на многочисленных проверочных постах. В Тибет нужно оформлять отдельное разрешение на въезд и перемещения. К процедуре оформления всех документов необходимо отнестись очень серьезно. Так, в Тибете нам не заправили машину, пока не переписали все данные моего китайского водительского удостоверения, а также номера машины. В Китае иностранец может арендовать только машину с водителем. Стоимость такой аренды вполне сопоставима с расходами на оформление и перемещение на своем авто. Однако в последнем случае надо очень аккуратно выбирать агента / фирму, которая займется оформлением.


Куда ехать

Китай - удивительная, древняя, не очень понятная, бурно развивающаяся страна. Стоило ее экономике сбавить темпы роста с восьми процентов годовых на шесть процентов, и весь мир ощутил на себе падение цен на сырье и другие неприятные последствия. Мне было крайне интересно посмотреть именно на китайские провинции, а не на столичный Пекин или Шанхай.

Наш маршрут пролегал по Великому шелковому пути. Стартовав из древнего города Сиань, мы пересекли границу Северного и Южного Китая, которая проходит по горной гряде Циньлин, и проехали акватории двух великих рек - Янцзы и Хуанхэ.

Отдельного упоминания заслуживает Тибет - туда стоит добраться, причем делать это надо немедленно. Даже за последние несколько лет он значительно изменился, отчасти утратив свой самобытный дух. Боюсь, лет через пять Тибет будет отличаться от прочих провинций Китая лишь наличием Эвереста и других высочайших вершин мира, а также неизбежными симптомами горной болезни, настигающей путешественников на высоте более 3500 метров. Хотя в поезде Пекин-Лхаса подается дополнительный кислород, насыщать им все пространство Тибета китайцы, к счастью, еще не научились. В остальном это будет своеобразный Диснейленд с Поталой и иными монастырями-достопримечательностями, посещаемыми миллионами китайских туристов. Очевидно, внутренний туризм для Китая гораздо важнее внешнего.

Однако значительная часть тех иностранцев, кто все-таки добирается сюда, навсегда заболевает Гималаями. Так и наш путь снова лежит к Эвересту.


Китайские дороги

Мы проехали за рулем почти четыре тысячи километров. Дороги в Китае отличные (и в большинстве случаев платные), причем вне зависимости от высоты и климатических условий. Мы очень часто видели по две-три трассы (по несколько полос каждая), ведущие в одном направлении. Таким образом китайцы разгружают магистрали, связывая провинции в единую страну. В горных районах пробиты многочисленные туннели. Организация движения в них похожа на европейские туннели в Альпах, но на высоте более трех тысяч метров.

На всем пути мы не пробили ни одного колеса… Тем не менее автомобили, безусловно, стоит подготовить. У нас была зимняя нешипованная резина, но в багажнике лежали цепи и базовый набор инструментов. Багажники наших автомобилей очень вместительные и позволяют взять багаж для длительного путешествия. На крыше мы закрепили боксы, в которые положили лопаты и канистры для бензина про запас. Однако надо учитывать, что канистры запрещены к ввозу в Тибет после случаев самосожжения монахов в людных местах.


Где жить

Совет путешественникам один - на гостиницах не экономить. В небольших городах (пятьсот тысяч - два миллиона человек) нужно брать лучшую гостиницу в пределах двухсот долларов за ночь. В стране бурно развивающегося внутреннего туризма добротного среднего уровня отелей в европейском понимании пока нет.

«Пятерки» как сетевые, так и местные выступают достойно. Особенно хочется отметить непременное наличие спортивного бассейна (двадцать пять метров) и разнообразного ужина с европейской кухней. Во всех гостиницах есть бесплатный Wi-Fi. Причем в небольших отелях роутеры стоят в каждой комнате, что обеспечивает хорошую связь.

Отдельная история с гостиницами в Тибете. Они пока на весьма скромном уровне. Основная проблема - холод: отопления нет, стеклопакетов тоже, а ночью температура минусовая. При этом китайцы любят строить монументальные сооружения из мрамора и бетона, в которых невозможно согреться ни летом, ни зимой.

Зачем это надо

Кто-то спросит: стоит ли так мучиться, чтобы проехать по Китаю на машине? Ответ однозначный: стоит! Ведь помимо разнообразных впечатлений автомобиль дает возможность пройти предварительную акклиматизацию с комфортом, сберегая силы для предстоящего восхождения. И еще одна причина - автомобили в таком долгом путешествии становятся надежными товарищами, превращая дорогу в самое увлекательное времяпрепровождение. Говорят, что, когда группа встретилась в Базовом лагере после успешного восхождения, между ребятами были даже споры, кто поедет за рулем.

И вот настал долгожданный 2018 год, как мы и ранее планировали, когда ехали с отдыха во Владивостоке (2016 г.) поехали в Китай - Манчжурия и на Байкал. В нашем полку прибыло. Безбашенные путешественники: я, супруга, средняя дочь Лилия 13 лет (у старшей, к сожалению, была практика), сынча Коля 3,5 года и лапочка София 1 год 4 месяца и, конечно же, наш верный конь Toyota Lite Ace Noah, двигатель 3 s-fe, 4 везде.

В начале лета, находясь в Шанхае, потратил единственный свободный день на посещение Шанхайского Автомобильного Музея. Изначально посещать экспозицию не планировал, но за день до отъезда решил, что такая возможность навряд ли представится еще раз. Дело в том, что я всегда стараюсь посещать музеи по автомобильной тематике, которые мне попадаются в поездках. В моем активе музей Ferrari в Маранелло, коллекция князя Монако, музей Nicolis в Вероне (отчеты по двум последним можно найти на Дроме). Час на метро до станции Shanghai Automobile City, 5 минут на такси и я у ворот музея.


Сами китайцы считают его самым красивым и чистым местом не только в Китае, но и вторым по чистоте в мире. Неудивительно, что самих китайцев среди отдыхающих там большинство. А россияне уверенно занимают второе место. Это направление стало популярным у нас относительно недавно. А уж после проблем у Египта и Турции стало одним из самых востребованных. По цене это тоже был самый приемлемый вариант путёвки с детьми, учитывая что это Новый год.


Основная часть нашего путешествия больше походила на плаванье, хотя мы двигались на внедорожнике. Но в это время тайфуны буквально оккупировали Дальний Восток, и нашим постоянным спутником был дождь. При всем при том, я не понимаю этих всхлипов и страданий: ах, поедем на море, имея, прежде всего, в виду Черное. Какое, нафиг, море, когда есть целый океан. Наш, сравнительно теплый, не загаженный толпами туристов, со свежими морепродуктами, яркими придорожными базарами, приветливыми людьми. Для сибиряков, путешествующих на авто в поисках моря, я вообще альтернативы не вижу - только Дальний Восток.


В середине декабря наши китайские партнеры прислали приглашение на участие 26-27 декабря двух джипов от России на международные соревнования в Китае. Территориально - за 400 км от приграничного города Маньчжурия. Все расходы на китайской стороне они брали на себя, также плюсом была обещана небольшая премия за участие. Желающих сильно много не находилось из-за новизны ситуации и неопределенности требований к машинам. Но все-таки среди трех внедорожных клубов Сибири - Иркутского «Протектора», Улан-Удэнского «Номады» и Читинского «Диверсанта» - нашлось два экипажа (штурман + водитель) со здоровым авантюризмом прокатиться 2000 км в одну сторону, чтобы постоять за Русь-Матушку.


История о том, как Алексей Тузов, мастер спорта по трофи-рейдам, многократный призер и победитель чемпионатов СЗ ФО и России, неожиданно для себя прошел ралли «Шелковый путь - 2016» в качестве механика команды Suprotec Racing.


По Монголии наши автопутешествия последние десять лет стали привычными. В основном мы ездим летом в пустыню Гоби и на озеро Хубсугул. Дороги там активно строятся, и там, где раньше необходим был подготовленный джип, сейчас проезжает любая «пузотерка». Со старшим поколением всегда можно поговорить по-русски, с молодежью на английском. С недавней отменой виз можно, вообще, на выходные кататься.