Максимальные пошлины. Таможенные платежи при ввозе товаров. Размер таможенной пошлины

Минимальные суммы взимаются с сырья и некоторых полуфабрикатов, ввозимых для национального производства, максимальные — с товаров-конкурентов отечественной продукции.

От взноса освобождается гуманитарная и техническая помощь, товары из стран, входящих со страной назначения в свободную зону торговли, оборудование из категории основных производственных фондов, ввозимое для развития совместных предприятий, товары информационной направленности, валюта, ценные бумаги, товары для личного пользования. Льготы на импортную пошлину называются тарифными преференциями.

Размеры импортной пошлины

Величина платежа обусловлена политикой государства закреплена на законодательном уровне. В России основой для расчетов импортной пошлины являются базовые ставки (отображаются в 10-значных товарных кодах ТН ВЭД). Они рассчитываются и регулярно пересматриваются комиссией Минфина, закрепляются в Едином таможенном тарифе (ЕТТ) и могут быть:

  • адвалорными (уплачивается % от таможенной стоимости) — пошлина рассчитывается путем умножения значений таможенной стоимости и ставки. Например, ввозится партия моющих средств с таможенной стоимостью (указывается в декларации) 400 тыс. руб. Величина адвалорной ставки (можно легко узнать по коду ТН ВЭД, в данном случае это 3402209000) составляет 6,5%. Умножив 400000 на 0,065, получаем сумму импортной пошлины — 26 тыс. руб;
  • специфическими (уплачивается сбор за количество единиц) — пошлина равна произведению значения ставки, количества товара и курса валют. Например, при ввозе 500 пар обуви (ставка составляет 0,47 евро за пару, курс валют — 78 рублей за евро) ввозная пошлина составит: 500×0,47×78 = 18330 руб;
  • комбинированными (включающими свойства двух предыдущих) — документально могут выглядеть так: 10% от стоимости, но не менее 0,15 евро за 1 кг.

Размер сбора для одного и того же товара, ввозимого из разных стран может различаться (при прочих равных условиях). Например, в Россию завозится 400 кг какао-порошка с таможенной стоимостью партии 2 тысячи долларов (код ТН ВЭД для какао-порошка 1805000000, специальных условий нет, базовая ставка 5%):

  • если поставка будет осуществляться из Испании, то сумма импортной пошлины составит 100 долларов, так как применяется коэффициент тарифа равный одному (2000 умножаем на 1 и на 0,05 — получаем 100 долларов);
  • если из Китая — 75 долларов — Китай входит в состав 103 развивающихся стран, к товарам которых в России применяется 75% преференциальная ставка (таможенный коэффициент равный 0,75);
  • из Эфиопии — пошлины нет — эта страна включена в перечень 49 стран, некоторые товары из которых при ввозе в Россию пошлиной не облагаются.

Отдельные группы товаров могут ввозиться по другим видам ставок: с/х продукция по сезонным, товары, конкурирующие с отечественными производителями по антидемпинговым, продукция, выпускаемая с использованием субсидий — по компенсационным.

Окончательная сумма, которую придется заплатить за ввоз товара или транспортного средства, зависит от:

  • вида товара (кода ТН ВЭД), страны-происхождения, его таможенной (не путать с закупочной/контрактной) стоимости;
  • наличия/отсутствия таможенных льгот, привилегий, квот, преференций (как правило, актуальную информацию по данному вопросу можно получить у брокера).

Торгово-политический инструмент

Импортная пошлина относится к группе торгово-политических инструментов. В России базовые 100% ставки применяются к товарам, ввозимым из стран, пребывающих с ней в дружественных отношениях, максимальные (200%) — к товарам из стран, с которыми складываются напряженные отношения, а также на продукцию неустановленного происхождения.

Таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза (ст. 2 ТК ЕАЭС) (далее в тексте “пошлина” и “ТП”).

Правительство Российской Федерации, как и власти любых других стран, стремится решить две главные задачи внешнеэкономической деятельности . Первая – поддержать отечественного товаропроизводителя, в какой-то степени оградив его от конкуренции со стороны иностранных производителей. Вторая – обеспечить российским гражданам доступ к лучшим импортным товарам. Решение этих задач требует сбалансированной внешнеэкономической политики государства. Инструментом выступают методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Тарифные методы регулирования это различные тарифы и сборы, взимаемые при совершении внешнеторговых операций. К нетарифным мерам регулирования относятся, прежде всего, лицензирование, квотирование, сертификация товаров или услуг и некоторые другие методы.

Большинство внешнеторговых операций облагаются таможенными платежами (таможенная пошлина, налог и сбор), задачей которых пополнять бюджет государства. А так как цели внешнеэкономических сделок могут быть разными (коммерческими, образовательными или благотворительными), то и размер пошлин тоже может разным – для каких-то видов деятельности она взимается в полном размере, а для каких-то видов государство вводит преференции в виде льготных пошлин (вплоть до 0%).

На территории Таможенного союза ставки таможенных пошлин определяются согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (со вставками ввозных пошлин). Согласно этим документам, объектом обложения пошлиной являются товары, которые перемещаются через таможенную границу. Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара или на его физические характеристики (потребительская единица: кол-во, ед., шт., кг., литры, объем и т.д.).

Мы подберем код ТН ВЭД на Ваш товар и сообщим таможенные платежи и пошлины

Как мы уже сообщали, пошлины далеко не единственный вид таможенных платежей. Также на таможне подлежат оплате:

  • Таможенные сборы или сбор за таможенное оформление.
    Рассчитывается и уплачивается от стоимости ввозимого товара. При экспорте-вывозе с 04.09.2018 эта сумма не уплачивается! Ранее сбор за таможенное оформление был 750 рублей. "Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  • Налог на добавленную стоимость (НДС).
    Начисляется только на ввозимые товары и составляет в РФ: 0% , 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%)
  • Акцизы.
    Начисляются только на акцизные товары: нефтепродукты, автомобили, алкоголь, табак, и др.

Виды таможенных пошлин

Вывозная таможенная пошлина (экспортная) – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины относятся к группе особых таможенных тарифов, устанавливаются международными договорами или законодательством государств - членов Таможенного союза. Они взимаются в том же порядке, что и ввозная ТП (ФЗ от 8 декабря 2003 года №165-ФЗ (ред. От 4 июня 2014 года) “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров”).

Другая группа таможенных тарифов – сезонные пошлины . Они носят сезонный характер и применяются по отношению к сельскохозяйственной продукции. Их цель – защитить отечественного товаропроизводителя и простимулировать собственное сельское хозяйство. Они применяются в период сбора и реализации урожая и заменяют собой привычные ставки пошлин, действующих в другое время года.

Виды таможенных ставок

Единый Таможенный Тариф позволяет применять к одним и тем же товарам разные виды таможенных ставок: адвалорные, специфические и комбинированные. Зная виды таможенных ставок, можно произвести расчет ставки таможенной пошлины.

Адвалорная ставка не имеет фиксированной суммы и представляет процент от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы). Например, при ввозе партии вешалок для одежды оплате на таможне подлежит сумма равная 9% от таможенной стоимости партии.

Формула расчета пошлины по адвалорной ставке:



Сп – сумма пошлины
Стов – таможенная стоимость ввозимого/вывозимого товара
Ст(П) – ставка ввозной/вывозной пошлины в процентах

Специфическая ставка имеет фиксированную сумму, которая накладывается на каждую отдельную единицу товара (масса, кол-во, объем и т.д.). Например, при ввозе партии кроссовок будет начислена пошлина в размере 0,47 евро за пару.

Формула расчета пошлины по специфической ставке:


Сп – сумма пошлины
Ст(Е) – ставка ввозной/вывозной пошлины в долларах или евро за единицу товара
Ктов – количество ввозимого/вывозимого товара в определенных единицах измерения

Комбинированная ставка представляет собой комбинацию из адвалорной и специфической ставок. ЕТТ ТС предусматривает два способа подсчета пошлины: либо исходя из количественных характеристик или массы товара (специфическая ставка), либо исходя из его стоимости (адвалорная ставка). Оплате на таможне подлежит наибольшая из полученных сумм. Например, ввозится партия свежих экзотических фруктов: бананов (код ТНВЭД 0803901000), лимонов (код ТН ВЭД 0805501000) или помело (код ТН ВЭД 0805400000). По отношению к данной товарной позиции применяется комбинированная ставка, которая гласит, что ТП должна составить 4% от таможенной стоимости партии (адвалорная ставка), но она должна быть меньше суммы, если бы расчеты проводились по формуле 0,015 евро/кг (специфическая ставка).

Размер пошлины на импортируемые товары определяется по коду ТН ВЭД в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза “О едином таможенно-тарифном регулировании” от 27 ноября 2009 года. Размер пошлины на экспортируемые товары определяется по коду ТН ВЭД в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 года №754.

Плательщиками таможенных пошлин , налогов является декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате ТП и налогов (ст. 50 ТК ЕАЭС).

Мы рассчитаем Вам таможенные платежи и пошлины

Льготы по уплате таможенных пошлин

Льготы по уплате ТП распространяются на товары, произведенные в странах, с которыми у Российской Федерации действует международный договор о предоставлении взаимных преференций в области внешней торговли. Право на такую льготу участник ВЭД может подтвердить, предоставив в таможенный орган Сертификат о происхождении товара (Общей формы , Form A , СТ-1 или СТ-2).

Льготы по уплате ТП бывают следующих видов:

  • Тарифные преференции;
  • Тарифные льготы;
  • Льготы по уплате налогов;
  • Льготы по уплате таможенных сборов.

Перечень льгот, действующих на территории РФ, представлен в Приказе ФТС России от 26 мая 2010 года №1022 (ред. От 20 декабря 2012 года).

Таможенное оформление товаров без уплаты таможенных пошлин в 2019 году

Особенности таможенного оформления при ввозе товаров без уплаты таможенных пошлин в 2019 году участниками ВЭД:

Физическим лицом: от уплаты таможенных пошлин освобождаются грузы и товары перевозимых для личного пользования, при условии что:

  • Их вес не превышает 50 кг, а общая стоимость не превышает 10000 евро (для воздушного транспорта - сопровождаемым багажом);
  • Их вес не превышает 25 кг, а общая стоимость не превышает 500 евро (исключая воздушный транспорт - сопроводаемым багажом);
  • Их вес не превышает 31 кг, а общая стоимость не превышает 500 евро (для почтовых отправлений и товаров доставляемых перевозчиком - несопровождаемым багажом).

При превышении любого из данных показателей гражданин должен оплатить таможенные платежи из расчета 30% от суммы превышающей допустимую стоимость, либо 4 евро за каждый килограмм перевеса.

Также гражданин вправе провозить через таможенную границу без уплаты пошлин:

  • До 50 сигар, или 200 сигарет, или 250 г табака;
  • До 3 литров алкогольной продукции.

Юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем: грузы и товары без уплаты таможенных пошлин и налогов могут ввозиться стоимостью не превышающей 200 евро. Но при этом таможенная декларация подается таможенному органу в любом случае.

Уплата таможенных пошлин

Срок оплаты таможенных пошлин начинается с момента регистрации таможенной декларации до выпуска товаров под заявленной таможенной процедурой . Иными словами все таможенные платежи должны быть внесены в срок до того момента, когда таможня завершит таможенное оформление груза. Однако в некоторых случаях этот срок может быть увеличен еще на 10 дней (например, когда инспектору и декларанту необходимо провести корректировку таможенной стоимости товара).

Порядок оплаты таможенной пошлины

Согласно ст. 61 ТК ЕАЭС, платежи уплачиваются в том таможенном органе, где происходит процедура выпуска товара (за исключением случаев, когда товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита). Способы уплаты таможенных пошлин : оплата может вноситься в кассу таможенного органа (срок зачисления на счет – от одного до нескольких дней), или перечисляться электронным способом с помощью платежной системы “Раунд” или таможенной карты (срок зачисления на счет – до нескольких часов). Платежи выплачиваются в валюте государства, в котором производится таможенное оформление товара по курсу, зафиксированному на день подачи декларации. Оплата, как правило, производится двумя платежными поручениями: первое платежное направляется на оплату пошлины, второе – НДС, акциза (при необходимости) и таможенного сбора. Правила заполнения платежного поручения определены в Приказе Министерства финансов РФ от 12 ноября 2013 года №107н “Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации”.

Услуги и помощь в расчете стоимости таможенных пошлин

Наша компания “Универсальные Грузовые Решения” оказывает услуги и оформлению товаров, подбору кодов ТНВЭД, производит расчет необходимых к уплате на таможне: таможенных платежей, пошлин, налогов (НДС), сборов и акцизов. И при этом стоимость и сроки оформления в нашей компании – минимальны, а консультации бесплатны!

Подберем код ТН ВЭД и сообщим таможенные платежи!

Мы уверены, что станем Вам надежным партнером на таможне!

Действующие ставки таможенных пошлин на автомобили, ввозимые и лицами с августа 2012 года (с учетом изменений, внесенных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54).

1. Автомобили, ввозимые юридическими лицами (действующие ставки)

1.1. Автомобили с бензиновым двигателем

1.1.1. Автомобили до трех лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 21 109 0 0 1000
8703 22 109 9 1001 1500 25%, но не менее €1,1 за 1 см 3
8703 23 191 0 1501 1800
8703 23 192 1 1801 2300
8703 23 192 2 2301 3000 25%, но не менее €1,8 за 1 см 3
8703 24 109 0 3001 25%, но не менее €2,35 за 1 см 3

1.1.2. Автомобили от трех до пяти лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 21 909 8 0 1000
8703 22 909 8 1001 1500
8703 23 901 8 1501 1800 25%, но не менее €0,45 за 1 см 3
8703 23 902 4 1801 3000
8703 24 909 8 3001 25%, но не менее €1 за 1 см 3

1.1.3. Автомобили от пяти до семи лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 21 909 4 0 1000 25%, но не менее €0,45 за 1 см 3
8703 22 909 4 1001 1500 25%, но не менее €0,5 за 1 см 3
8703 23 901 4 1501 1800 25%, но не менее €0,45 за 1 см 3
8703 23 902 3 1801 3000 25%, но не менее €0,55 за 1 см 3
8703 24 909 4 3001 25%, но не менее €1 за 1 см 3

1.1.4. Автомобили старше семи лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 21 909 3 0 1000 €1,4 за 1 см 3
8703 22 909 3 1001 1500 €1,5 за 1 см 3
8703 23 901 3 1501 1800 €1,6 за 1 см 3
8703 23 902 2 1801 3000 €2,2 за 1 см 3
8703 24 909 3 3001 €3,2 за 1 см 3

1.2. Автомобили с дизельным двигателем

1.2.1. Автомобили до трех лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 31 109 0 0 1500 25%, но не менее €1,2 за 1 см 3
8703 32 199 0 1501 2500 25%, но не менее €1,8 за 1 см 3
8703 33 199 0 2501 25%, но не менее €1,25 за 1 см 3

1.2.2. Автомобили от трех до пяти лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 31 909 8 0 1500 25%, но не менее €0,45 за 1 см 3
8703 32 909 8 1501 2500 25%, но не менее €0,5 за 1 см 3
8703 33 909 8 2501 25%, но не менее €1 за 1 см 3

1.2.3. Автомобили от пяти до семи лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 31 909 4 0 1500 25%, но не менее €0,4 за 1 см 3
8703 32 909 4 1501 2500 25%, но не менее €0,5 за 1 см 3
8703 33 909 4 2501 25%, но не менее €1 за 1 см 3

1.2.4. Автомобили старше семи лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 31 909 3 0 1500 €1,5 за 1 см 3
8703 32 909 3 1501 2500 €2,2 за 1 см 3
8703 33 909 3 2501 €3,2 за 1 см 3

1.3. Утилизационный сбор для юридических лиц

С 1 сентября 2012 года в России начала действовать утилизационный сбор на ввозимые автомобили. Базовая ставка для легковых автомобилей была установлена в размере 20 000 рублей. В зависимости от объема и типа двигателя, а также возраста автомобиля она умножается на соответствующий повышающий коэффициент. Сумма утилизационного сбора вычисляется по формуле: U = B x K. Где U - сумма сбора, B - базовая ставка, а K - коэффициент.

Объем ДВС Новые автомобили Б/У автомобили старше 3 лет
электродвигатель 1,34 (26 800 р.) 1,34 (26 800 р.)
не более 2000 см3 1,34 (26 800 р.) 8,26 (165 200 р.)
от 2001 до 3000 см3 2,66 (53 200 р.) 16,12 (322 400 р.)
от 3001 до 3500 см3 3,47 (69 400 р.) 28,50 (570 000 р.)
более 3500 см3 5,5 (110 000 р.) 35,01 (700 200 р.)

2. Автомобили, ввозимые юридическими лицами (эти ставки уже не действуют)

2.1. Автомобили с бензиновым двигателем

2.1.1. Автомобили до трех лет

Код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

30 %, но не менее 1.2 E вро /куб.с м

30 %, но не менее 1.45 E вро /куб.с м

30 %, но не менее 1.5 E вро /куб.с м

30 %, но не менее 2.15 E вро /куб.с м

30 %, но не менее 2.8 E вро /куб.с м

2.1.2. Автомобили от трех до пяти лет

Старый код ТН ВЭД

Новый код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

35 %, но не менее 1.2E вро /куб.с м

35 %, но не менее 1.45E вро /куб.с м

35 %, но не менее 1.5E вро /куб.с м

35 %, но не менее 2.15E вро /куб.с м

35 %, но не менее 2.8E вро /куб.с м

2.1.3. Автомобили от пяти до семи лет

Старый код ТН ВЭД

Новый код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

2.5 Евро/куб.с м

2.7 Евро/куб.с м

2.9 Евро/куб.с м

4 Евро/куб.с м

4 Евро/куб.с м

5.8 Евро/куб.с м

2.1.4. Автомобили старше семи лет

Старый код ТН ВЭД

Новый код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

2.5 Евро/куб.с м

2.7 Евро/куб.с м

2.9 Евро/куб.с м

4 Евро/куб.с м

4 Евро/куб.с м

5.8 Евро/куб.с м

2.2. Автомобили с дизельным двигателем

2.2.1. Автомобили до трех лет

Код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

8703 31 1090

30 %, но не менее 1.45 Евро/куб.с м

30 %, но не менее 2.15 Евро/куб.с м

30 %, но не менее 2.8 Евро/куб.с м

1.2.2. Автомобили от трех до пяти лет

Старый код ТН ВЭД

Новый код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

35 %, но не менее 1.45 Евро/куб.с м

35 %, но не менее 2.15 Евро/куб.с м

35 %, но не менее 2.8 Евро/куб.с м

2.2.3. Автомобили от пяти до семи лет

Старый код ТН ВЭД

Новый код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

8703 31 909 2

2.7 Евро/куб.с м

8703 32 909 2

4.0 Евро/куб.с м

8703 33 909 2

5.8 Евро/куб.с м

2.2.4. Автомобили старше семи лет

Старый код ТН ВЭД

Новый код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

8703 31 909 1

8703 31 909 2

2.7 Евро/куб.с м

8703 32 909 2

4.0 Евро/куб.с м

8703 33 909 2

5.8 Евро/куб.с м

3. Автомобили, ввозимые физическими лицами

3.1 Автомобили до трех лет

Таможенная стоимость, евро

Ставка

Менее 8 500

54 %, но не менее 2,5 E вро /куб.с м

8 500 — 16 700

48 %, но не менее 3,5 E вро /куб.с м

16 700 — 42 300

48 %, но не менее 5,5 E вро /куб.с м

42 300 — 84 500

48 %, но не менее 7,5 E вро /куб.с м

84 500 — 169 000

48 %, но не менее 15 E вро /куб.с м

Более 169 000

48 %, но не менее 20 E вро /куб.с м

3.2 Автомобили от трех до пяти лет

Объем двигателя, куб.с м

Ставка

1,5 E вро /куб.с м

1,7 E вро /куб.с м

2,5 E вро /куб.с м

2,7 E вро /куб.с м

3 E вро /куб.с м

3,6 E вро /куб.с м

3.3 Автомобили от пяти до семи лет

Объем двигателя, куб.с м

Ставка

3 Евро/куб.с м

3,2 Евро/куб.с м

3,5 Евро/куб.с м

4,8 Евро/куб.с м

5 Евро/куб.с м

5,7 Евро/куб.с м

3.4. Автомобили старше семи лет

Объем двигателя, куб.с м

3 Евро/куб.с м

3,2 Евро/куб.с м

3,5 Евро/куб.с м

4,8 Евро/куб.с м

5 Евро/куб.с м

5,7 Евро/куб.с м

3.5. Утилизационный сбор для физических лиц

С 1 сентября 2012 года при ввозе автомобилей на территорию России необходимо оплачивать утилизационный сбор. Сумма сбора для физических лиц при ввозе нового автомобиля составляет 2000 р., при ввозе автомобиля возрастом более 3 лет — 3000 р.

Доля импортного товара до сих пор достаточно высока, поэтому тема учета таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию РФ остается актуальной, тем более, что в бухгалтерском и налоговом учетах используются разные правила формирования покупной стоимости товара. О том, что представляют из себя таможенные платежи (порядок их взимания, сроки уплаты и т.п.), а также как правильно учесть таможенные платежи и оптимизировать учет (сблизить налоговый и бухгалтерский учет) рассказывает Л.П. Фомичева, консультант по налогам и сборам.

Виды таможенных платежей

Приобретая товары по импорту, организации уплачивают совокупность таможенных платежей. Порядок их взимания регулируется одновременно и Налоговым, и новым Таможенным кодексами РФ.

При ввозе товаров (работ, услуг) на таможенную территорию России взимаются следующие виды таможенных платежей (п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ, далее - ТК РФ):

  • ввозная таможенная пошлина;
  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • таможенные сборы;
  • Акциз.
Соотношение норм таможенного и налогового законодательства зафиксировано в пункте 1 статьи 3 ТК РФ. В нем сказано, что при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей ТК РФ применяется в той части, которая не урегулирована НК РФ.

Общие правила взимания всех налогов, в том числе и таможенных платежей, установлены в части первой НК РФ.

Таможенная пошлина, НДС и акциз отнесены к федеральным налогам и сборам (п. 1 ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Напомним, что с 1 января 2005 ситуация изменится, так как в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ, в систему налогов и сборов РФ не будут входить обязательные отчисления (в частности, таможенные пошлины), взимание которых регулируется самостоятельными отраслями законодательства.

НК РФ регулирует (в части НДС и акцизов):

Ввоз каких товаров не подлежит налогообложению (ст. 150, п. 3 ст. 183 НК РФ);

Особенности налогообложения при ввозе товаров (п. 1 ст. 151, ст. 152, п. 1 ст. 185, п. 1 ст. 186 НК РФ);

Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров (п. 1 ст. 153, ст. 160, 191 НК РФ);

Налоговые ставки (п. 5 ст. 164, ст. 193 НК РФ);

Порядок исчисления налога при ввозе товаров (п. 5 ст. 166, ст. 194 НК РФ);

Порядок отнесения сумм налога, уплаченных при ввозе товаров, на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг);

Порядок применения вычетов (ст. 170, 171, 199, 200, 201 НК РФ).

НК РФ не устанавливает момент определения налоговой базы по НДС при ввозе товаров, порядка уплаты НДС и акцизов (ст. 177, 205 НК РФ), а отсылает нас к ТК РФ.

В отношении таможенных пошлин, НК РФ ограничивается вопросами ее "участия" при формировании налоговой базы по НДС, акцизам, налогу на прибыль и другим налогам.

В отношении таможенных сборов информации немного в обоих кодексах. Это неналоговая компонента таможенных платежей. Таможенные сборы представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами, и в этом качестве обязательно должны были бы стать предметом правового регулирования в ТК РФ.

В статье 87 ТК РФ упоминается сбор за таможенное сопровождение, однако не определены ни его размер, ни порядок исчисления и уплаты, ни другие существенные элементы налогообложения. Но в настоящее время взимается не только этот сбор, но и сборы за таможенное оформление и за хранение товаров на таможенном складе. О них в ТК РФ ничего не сказано. ГТК России от 25.12..2003 издал приказ № 1542, в котором сказано, что при взимании сборов следует руководствоваться соответствующими положениями ТК РФ 1993 года (ст. 114 и 119), а также Инструкцией о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной приказом ГТК России от 09.11.2000 № 1010. О том, что сборы должны уплачиваться в 2004 году говориться и в статье 27 Федерального закона от 23.12.2003 № 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".

Плательщики таможенных платежей

Обязанность по уплате ввозной таможенной пошлины и налогов возникает с момента пересечения таможенной границы (пп. 1 п. 1 ст. 319 ТК РФ), и исполнить эту обязанность должен декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (ст. 320 ТК РФ).

Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), то ответственным за уплату таможенных платежей является таможенный брокер (п. 2 ст. 144 ТК РФ). Таможенный брокер - это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность, или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с ТК РФ (подп. 18 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе.

В случаях, прямо предусмотренных ТК РФ, ответственными за уплату таможенных платежей могут быть владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.

Согласно пункту 4 статьи 320 ТК РФ при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин (налогов) несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения. При незаконном ввозе ответственность за уплату таможенных пошлин (налогов) несут также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством РФ.

В ТК РФ предусмотрены случаи, когда налоги и ввозная таможенная пошлина не уплачиваются. Например, если общая таможенная стоимость ввозимых товаров в течение одной недели в адрес одного получателя не превышает 5000 руб. (подп. 2 п. 2 ст. 319 ТК РФ). Кроме того, от уплаты НДС освобождаются декларанты, указанные в статье 150 НК РФ, а акцизов - в пункте 3 статьи183 НК РФ. Решение об освобождении принимает таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товаров, или ГТК.

Порядок и сроки уплаты таможенных платежей

При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия (п. 1 ст. 329 ТК РФ).

Срок уплаты может быть продлен. Изменение срока уплаты производится в форме отсрочки или рассрочки (п. 2 ст. 333 ТК РФ). Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей предоставляется на срок от одного до шести месяцев (п. 6 ст. 333 ТК РФ) по письменному заявлению плательщика налога. В этом случае товары, заявленные к выпуску для свободного обращения, считаются условно выпущенными (п. 4 ст. 151 ТК РФ). За предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин (налогов) взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности по уплате таможенных платежей исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период отсрочки или рассрочки (ст. 337 ТК РФ).

Условием предоставления отсрочки либо рассрочки уплаты налога, как правило, будет являться обеспечение в виде:

  • залога,
  • банковской гарантии,
  • внесения денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог),
  • поручительства (ст. 333, 340 ТК РФ).
Помимо перечисленных способов ГТК совместно с Минфином России может установить случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования.

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные платежи с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов (ст. 320 ТК РФ), либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные платежи не уплачены (ст. 352 ТК РФ).

Взыскание осуществляется с юридических лиц в бесспорном порядке. Без обращения в суд может быть обращено взыскание как на денежные средства, находящиеся на счетах в банках, так и на иное имущество плательщика.

Таможенные платежи могут уплачиваться в безналичной форме на счет таможенного органа, открытый для этих целей, или в наличной форме в кассу таможенного органа.

Момент исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, в том числе и НДС, при безналичной оплате - день списания денежных средств со счета плательщика в банке (ст. 332 ТК РФ). Как следует из пункта 2 статьи 150 ТК РФ, таможенные органы не вправе требовать подтверждения поступления денежных средств на счета таможенных органов. По требованию лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, таможенный орган обязан сам предоставить сведения о поступлении денежных средств на счет этого таможенного органа. Таким образом, исполнение обязанности по уплате таможенных платежей создает обязанность таможенного органа произвести таможенное оформление товара без поступления денежных средств на счет таможенного органа.

Но в том случае, если средства не поступили на счета таможенных органов, товары считаются лишь условно выпущенными.

Допускаются авансовые платежи в счет предстоящих таможенных платежей. Авансовые платежи могут быть внесены в кассу или на счет таможенного органа в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте. По требованию плательщика таможенный орган обязан представить ему отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в письменной форме не позднее 30 дней со дня получения требования (п. 4 ст. 330 ТК РФ).

В случае несогласия плательщика с результатами отчета таможенного органа проводится совместная выверка расходования денежных средств плательщика. Результаты такой выверки оформляются актом по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается таможенным органом и плательщиком. Один экземпляр акта после его подписания подлежит вручению плательщику (п. 4 ст. 330 ТК РФ).

Авансовые платежи могут быть возвращены по заявлению лица, внесшего их. Возврат осуществляется в том же порядке, что и возврат таможенных пошлин, налогов.

Можно осуществить таможенные платежи с помощью таможенной карты, которая является аналогом кредитной карты, но используется только для расчетов с таможней. Технология расчетов по таможенным платежам с использованием таможенных карт описана в приказе ГТК России от 03.08.2001 № 757. Карта может использоваться для уплаты таможенных платежей, процентов за предоставление отсрочки (рассрочки), пеней и штрафов.

Лица, ответственные за уплату, исчисляют сумму таможенных пошлин (налогов) самостоятельно в рублях (п. 1 ст. 324 ТК РФ). В общем случае для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом (п. 1 ст. 325 ТК РФ).

Таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы уплачиваются по выбору плательщика как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле (п. 2 и 3 ст. 331 ТК РФ).

Таможенная стоимость товара

Объектом обложения таможенными пошлинами (налогами) являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а налоговой базой для их исчисления - таможенная стоимость товаров и (или) их количество (ст. 322 ТК РФ).

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом с помощью методов определения таможенной стоимости, установленных законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров (ст. 323 ТК РФ).

Таможенная стоимость товаров - это основа для исчисления таможенных платежей таможенных пошлин, НДС, акцизов (кроме тех, которые исчисляются по специфическим ставкам). Поэтому именно эта информация о декларируемых товарах представляет собой первостепенный интерес для бухгалтера. Но таможенная стоимость определяется исключительно для целей исчисления таможенных платежей.

Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров установлен в Законе РФ от 25.05.1993 № 5003-1 "О таможенном тарифе", постановлениях Правительства РФ от 05.11.1992 № 856, от 07.12.1996 № 1461, а также приказом ГТК РФ от 27.08.1997 № 522.

Определить таможенную стоимость ввозимых товаров вы можете одним из шести методов:

  1. Метод "по цене сделки с ввозимыми товарами";
  2. Метод "по цене сделки с идентичными товарами";
  3. Метод "по цене сделки с однородными товарами";
  4. Метод вычитания стоимости;
  5. Метод сложения стоимости;
  6. Резервный метод.
Основным методом является метод "по цене сделки с ввозимыми товарами". Если основной метод использовать нельзя, последовательно применяется каждый из перечисленных методов.

По общему правилу, в таможенную стоимость ввозимых товаров включают все расходы, которые понес покупатель до момента ввоза товаров на таможенную территорию России.

Таможенная стоимость по методу "по цене сделки с ввозимыми товарами" определяется так:

Цена сделки с ввозимыми товарами + Дополнительные расходы по приобретению товаров = Таможенная стоимость Цена сделки с ввозимыми товарами - это сумма, которую вы должны заплатить по контракту иностранному поставщику.

Дополнительные расходы по приобретению товаров - это расходы иностранного поставщика, не включенные в цену сделки. К ним относятся:

  • расходы на транспортировку товаров до места их ввоза на территорию России (аэропорт, порт или пункт пропуска на границе);
  • стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
  • стоимость товаров (работ, услуг), которые вы бесплатно или по сниженной цене передали иностранному поставщику для производства ввозимых товаров;
  • лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые вы должны заплатить в качестве условия продажи ввозимых товаров;
  • стоимсть вашего дохода от перепродажи или использования ввозимых товаров, которую вы по контракту должны перечислить поставщику.
Вы не можете применять этот метод, если в контракте не указана стоимость ввозимого товара или вы и ваш иностранный поставщик являетесь взаимозависимыми лицами. Остальные методы рассматривать не будем из-за ограничения объема материала.

Таможенная стоимость декларируется в грузовой таможенной декларации и в декларации таможенной стоимости (ДТС). ДТС представляется одновременно с ГТД и без нее является недействительной.

Общую таможенную стоимость декларируемых товаров нужно указать в графе 12. Это будет сумма граф 45 основного и добавочных листов ГТД.

Работники таможни могут не согласиться с заявленной декларантом стоимостью, и тогда она корректируется. Таможники могут в случаях, установленных в пункте 7 статьи 323 ТК РФ, самостоятельно определить таможенную стоимость.

Импортер может обжаловать решение таможни в суде и получить разъяснения по подробностям сделанного ею расчета (п. 3, 4 ст. 16 Закона РФ "О таможенном тарифе").

Таможенные органы должны осуществить выпуск товара не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, а также со дня предъявления товаров таможенным органам (ст. 152 ТК РФ), поэтому товары могут быть выпущены, а таможенные платежи доначислены позднее.

Корректировка стоимости осуществляется с помощью бланков специальной формы (КТС). Если в результате корректировки сумма таможенных платежей увеличилась, необходимо произвести доплату.

Уплата дополнительно исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней со дня получения требования таможенников. При этом пени на дополнительную сумму таможенных пошлин, налогов, уплаченную в течение указанного срока, не начисляются.

Таможня проверяет правильность заполнения указанных форм и поступление доплаченной суммы таможенных платежей и принимает решение о выпуске товара. До этого момента товар находится на складе временного хранения.

В некоторых случаях результатом такой проверки и корректировки может стать штраф с возможной конфискацией. Это происходит, если причиной корректировки таможенной стоимости стало:

  • выявление фиктивных документов и/или недостоверных сведений о товаре;
  • умышленное сокрытие и/или искажение сведений об обстоятельствах сделки и лицах, участвующих в ней.
В таких случаях ответственность предусмотрена статьей 16.2 КоАП РФ, и фирме придется заплатить штраф в размере от 50 до 200% стоимости товаров с возможной конфискацией.

Корректировка стоимости служит лишь для расчета таможенной стоимости. В бухгалтерском учете товары отражаются по цене, указанной в контракте (с учетом прочих расходов).

Суммы таможенных пошлин и сборов, уплаченные при ввозе товаров, в полном объеме включаются в фактическую стоимость товаров.

Суммы НДС, фактически уплаченные на таможне, принимаются к вычету по мере оприходования импортных товаров (кроме случаев, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ).

Акцизы включаются в стоимость импортных товаров (кроме случаев, указанных в п. 3 ст. 199 НК РФ).

ГТД и КТС подшиваются в журнал полученных счетов-фактур, в книге покупок делается соответствующая запись.

В налоговом учете могут применяться данные бухгалтерского учета. Таможенные платежи в полном объеме включаются в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль.

Исчисление таможенных пошлин и сборов

В графе 47 "Исчисление таможенных пошлин и сборов" ГТД приводится сведения о таможенных платежах, которые надо заплатить при декларировании товаров. В ней указываются сборы за таможенное оформление всех товаров, декларируемых в этой ГТД.

В колонке "Вид" проставляют двузначный код платежа в соответствии с классификатором таможенных платежей. Кодами 10 - 13 обозначают рублевые и валютные сборы за таможенное оформление, 20 - ввозную таможенную пошлину, 32 - 36 и 38 - "ввозной" НДС в зависимости от его ставки и страны происхождения товаров.

Напротив него, в колонке "Основа начисления", указывают базу для исчисления этого платежа. Как правило, она выражается в денежных единицах (российских рублях). В случае исчисления таможенного платежа по специфической ставке в эту графу заносят размер облагаемой базы в других единицах измерения.

В колонки "Ставка" и "Сумма" вносят соответственно ставку таможенного платежа и сумму в рублях и копейках, подлежащую уплате. Колонка "СП" (способ платежа) предназначена для буквенного кода способа оплаты. Например, код "БН" - безналичный расчет, КТ - в наличной форме, ТК - с применением микропроцессорных пластиковых карт.

Подробности расчета приводятся в графе "В. Подробности подсчета". Она содержит сведения обо всех таможенных платежах, подлежащих уплате в связи с декларированием всех товаров, указанных в ГТД. В нее вносят записи, состоящие из четырех групп цифр, разделенных между собой дефисами.

Первая группа цифр означает код вида таможенного платежа, следующая группа - его сумму в той валюте, в которой платеж был фактически уплачен, далее следует код валюты платежа. И, наконец, ее курс к российскому рублю, установленный ЦБ РФ на день подачи ГТД. Сумму платежа округляют до двух знаков после запятой по правилам математики. Валютные сборы за оформление указывают в той валюте, в которой они подлежат перечислению.

Если платеж был перечислен в рублях, ставить не надо (в этом случае запись состоит из трех групп цифр). Например, 12-6571.11-810 будет означать, что уплачен рублевый сбор за таможенное оформление (код 12) в сумме 6571,11 рублей (код валюты рубли, в соответствии с Общероссийским классификатором валют - 810).

Обратите внимание на то, что в данной графе приводятся суммы всех налогов и сборов, уплачиваемых при оформлении всех товаров, задекларированных в ГТД, то есть указанных в графах 47 основного и всех дополнительных листов.

Расчет таможенных платежей выглядит следующим образом.

Ставки сборов за таможенное оформление составляют 0,1 % для рублевых сборов и 0,05 % - для валютных. Однако в том случае, если товары оформлялись вне местонахождения таможенного органа либо вне времени его работы, сборы за оформление взимаются по удвоенным ставкам (соответственно может быть 0,2 и 0,1 %).

Операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ признаются объектом налогообложения по НДС (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база определяется в соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ и таможенным законодательством РФ (п. 1 ст. 153 НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 160 НК РФ при ввозе товаров налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости, подлежащей уплате таможенной пошлины и акцизов (по подакцизным товарам). Сумма НДС, подлежащая уплате таможенному органу, исчисляется согласно пункту 5 статьи 166 НК РФ как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Если импортер ввозит подакцизные товары, по некоторым из них необходимо заплатить на таможне акцизы. Их ставки приведены в статье 193 НК РФ. Акцизы не взимаются, если товар ввозится из Белоруссии (ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ) или в особых таможенных режимах (например, реэкспорта, переработки под таможенным контролем и др.).

Бухгалтерский и налоговый учет

НДС и таможенная пошлина являются федеральными налогами, поэтому их учет осуществляется на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам", а таможенные сборы учитываются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Уплата их отражается в корреспонденции со счетами 50, 51, 52.

Сумма ввозной таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление включается в покупную стоимость приобретаемых активов (товаров и материалов - п. 5 и 6 ПБУ 5/01, основных средств - п. 8 ПБУ 6/01).

При этом делается проводка:

Дебет 41 (07, 08, 10, 15) Кредит 68 субсчет "Расчеты по таможенной пошлине" (76 "Расчеты по таможенным сборам")

Начислена ввозная таможенная пошлина, таможенный сбор.

В налоговом учете все не так однозначно.

Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы , определяется исходя из цен их приобретения, включая в том числе и ввозные таможенные пошлины и сборы (п. 2 ст. 254 НК РФ). То есть стоимость материалов в обоих видах учета включает в себя таможенные сборы и пошлины.

Стоимость товаров определяется по стоимости их приобретения по условиям контракта (подп. 3 п. 1 ст. 268 и 320 НК РФ). Однако таможенные пошлины и сборы за таможенное оформление, уплаченные таможенному органу, в налоговом учете стоимости товара не формируют. Для целей налогообложения прибыли таможенная пошлина и таможенные сборы, уплаченные при ввозе товара, являются косвенными расходами и признаются в месяце их осуществления (ст. 252, 320, 272 НК РФ). Таким образом, стоимость ввезенных товаров в бухгалтерском и налоговом учете будет различаться.

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов (п. 1 ст. 257 НК РФ). То есть в Налоговом кодексе нет прямого указания - нужно ли включать таможенные платежи в первоначальную стоимость основного средства.

С другой стороны, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Порядок исчисления и уплаты таможенных пошлин и таможенных сборов установлен не налоговым, а таможенным законодательством (ст. 2 НК РФ). Поэтому суммы соответствующих таможенных платежей по этому пункту учтены быть не могут, а могут быть отнесены к другим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Какой же вариант учета таможенных платежей выбрать? Скорее всего, многие бухгалтеры выберут тот, которого придерживаются налоговые органы. Позиция налоговиков по этому вопросу высказана в письме МНС России от 05.09.2003 № ВГ-6-02/945. Налоговики предписывают включать ввозные таможенные пошлины в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, а не в покупную стоимость товаров. Но это работает только в отношении товаров. А стоимость материалов и основных средств, по мнению налоговиков, определяется с учетом таможенных пошлин. Таким образом, стоимость основного средства в двух учетах можно сблизить, не конфликтуя с налоговыми органами.

НДС, уплаченный на таможне по импортированным товарам (в том числе основным средствам, материалам), можно принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ). При этом купленные товары должны быть приобретены для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС, либо для перепродажи.

Обратите внимание: НДС принимается к вычету в том налоговом периоде (месяце или квартале), в котором импортные товары, основные средства или нематериальные активы были оприходованы на балансе фирмы. Перечислены к этому времени деньги за товар иностранному партнеру или нет - значения не имеет (п. 44 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447).

Документами, подтверждающими право на вычет, в данном случае будут внешнеэкономический договор (контракт), инвойс (счет) и грузовая таможенная декларация, где в графе 47 записана сумма НДС, уплаченного на таможне.

Есть случаи, когда НДС, уплаченный на таможне, к вычету не принимается , а включается в стоимость приобретаемых товаров. Эти случаи перечислены в пункте 2 статьи 170 НК РФ. Вот основные из них:

  • импортируемые товары используются для производства и реализации товаров, которые НДС не облагаются;
  • импортируемые товары используются для производства и реализации товаров, местом реализации которых территория России не признается;
  • покупатель импортированных товаров не является плательщиком НДС или использовал свое право на освобождение от уплаты налога (ст. 145 НК РФ);
  • импортируемые товары предполагается использовать для операций, которые не признаются реализацией товаров (работ, услуг) по статье 146 НК РФ.
Для того, чтобы произвести вычет по НДС, счета-фактуры оформлять не нужно. Вместо них используются грузовые таможенные декларации (ГТД) или их заверенные копии, которые прилагаются к журналу учета полученных счетов-фактур.

Вы можете зарегистрировать ГТД в книге покупок только в том случае, если: НДС уплачен на таможне; товар оприходован.

В книге покупок нужно зарегистрировать все ГТД (п. 10 постановления Правительства РФ от 02.12.2000 № 914). Если товар освобожден от НДС, в книге покупок делается отметка "без НДС". Указываются также платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу налога на добавленную стоимость.

Для этого в книге покупок нужно указать:

в графе 6 - страну происхождения товара и номер ГТД (обратите внимание: записывать дату оформления ГТД необязательно, так как она уже содержится в номере ГТД);

  • в графе 3 - дату фактической уплаты НДС при ввозе товаров на основании платежных документов;
  • в графе 4 - дату принятия на учет импортных товаров (работ, услуг);
  • в графе 5 - наименование продавца;
  • в графе 8б (9б, 11б) - сумму уплаченного НДС;
  • в графе 8а (9а, 10, 11а) - таможенную стоимость товаров с учетом таможенной пошлины и акцизов;
  • в графе 7 - сумму граф 8а и 8б (9а и 9б, 11а и 11б).
Пример 1

Фирма "Весна" получила от зарубежного поставщика "ППЕ-групп" партию товаров из Германии, контрактная стоимость которых равна 18 000 евро.
Величина таможенной пошлины составляет 3600 евро, а сумма уплаченного на таможне НДС:
(18 000 EUR + 3600 EUR) х 18% = 3888 EUR.
Таможенные платежи были перечислены 25 мая 2004 годаплатежным поручением № 201. Официальный курс ЦБ РФ на эту дату составил 35,60 руб/EUR. Поэтому были перечислены: таможенная пошлина - 128 160 руб. (3600 EUR х 35,6 руб/EUR) и НДС - 138 412,80 руб. (3888 EUR х 35,6 руб/EUR).
При ввозе товара была оформлена грузовая таможенная декларация под номером 10004002/250504/0004236. В этот же день товары приняты к учету (произошел переход права собственности на основании условий контракта).
25 мая 2004 года в Книге покупок фирмы "Весна" сделана запись:
В графе 8а указываем таможенную стоимость товаров в рублях:(18 000 EUR + 3600 EUR) х 35,6 руб/EUR = 768 960 руб.
В графе 8 - сумму таможенной стоимости товаров с НДС: 768 960 руб. + 138 412,80 руб. = 907 372,80 руб.
Запись в Книге покупок будет иметь вид, представленный в таблице 1.

Таблица 1

N
п/п
Дата
и
номер
счета-
фактуры
Дата
оплаты
счета-
фактуры
Дата принятия
на учет товаров
(работ,
услуг)
Наимено-
вание
продавца
ИНН
продав-
ца
КПП
продав-
ца
Страна
происхож-
дения.
Номер
ГТД
Всего
покупок,
включая
НДС
В том числе
покупки, облагаемые
по ставке 18%
Стоимость
покупок
без НДС
Сумма
НДС
1 2 3 4 5 6 7
64 - 25.05.2004, пп. № 201 25.05.2004 ППЕ-групп - - Германия
10004002/
250504/
0004236
907 372,80 768 960,00 138 412,80

Рассмотрим подробнее учет таможенных пошлин при приобретении товара в торговых организациях.

Мы выяснили, что таможенная пошлина и таможенные сборы формируют налогооблагаемую прибыль в одном отчетном периоде, а бухгалтерскую прибыль - в последующих отчетных периодах (по мере реализации приобретенного товара). В связи с этим у торговой организации возникает налогооблагаемая временная разница, которая ведет к образованию отложенного налогового обязательства, ведь в бухгалтерском учете расходы признаются позже, чем в налоговом (подп. 8-10, 12, 15 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль"). Рассмотрим, как учесть возникшую разницу на конкретном примере.

Пример 2

31 марта 2004 года организация оптовой торговли (плательщик НДС) приобрела по контракту, заключенному с иностранным контрагентом, товар контрактной стоимостью 29 413,8 USD. Поставка товара осуществляется на условиях DDU таможня конкретного города (ПОСТАВКА БЕЗ ОПЛАТЫ ПОШЛИНЫ (НАИМЕНОВАНИЕ ПУНКТА НАЗНАЧЕНИЯ) - DELIVERED DUTY UNPAID (NAMED PLACE OF DESTINATION) DDU......., т.е. таможенная очистка возлагается на покупателя). Право собственности на товар переходит к организации в момент оформления грузовой таможенной декларации (ГТД). Организация уплачивает:

  • ввозную таможенную пошлину в рублях в размере 10 процентов от таможенной стоимости товара;
  • сборы за таможенное оформление в размере 0,1 процентов в рублях и 0,05 процентов в иностранной валюте;
  • о ставке 18 процентов от таможенной стоимости товара и подлежащей уплате таможенной пошлины.
Таможенная стоимость соответствует контрактной стоимости товара. Курс USD, установленный ЦБ РФ, на дату оформления ГТД и уплаты таможенных платежей составляет 31,3805 руб. за 1 USD.
В этот же день 50 процентов товара было продано покупателю. Выручка от продажи составила 720 000 руб., в том числе НДС - 120 000 руб. Условно примем, что других операций не было.
Согласно учетной политике организация уплачивает НДС "по отгрузке". Доходы и расходы для целей налогообложения прибыли организация определяет методом начисления. Отчетные периоды по налогу на прибыль - первый квартал, полугодие, девять месяцев.
Фактическую себестоимость товара организация учитывает на субсчете 41-1, налогооблагаемые временные разницы из-за отклонений в стоимости товара - на субсчете 41-4.

В бухгалтерском учете сделаны проводки:

Дебет 76 Кредит 51

92 302 руб. (29 413,8 USD х 10% х 31,3805 руб. за USD) - уплачена ввозная таможенная пошлина в рублях;

Дебет 76 Кредит 51

461,51 руб. (29 413,8 USD х 31,3805 руб. за USD х 0,05%) - уплачен таможенный сбор в валюте (вид 11);

Дебет 76 Кредит 51

923,02 руб. (29 413,8 USD х 31,3805 руб. USD х 0,1%) - уплачен таможенный сбор в рублях (вид 10);

Дебет 76 Кредит 51

182 757,9 руб. ((29 413,8 USD х 31,3805 руб. за USD + 92 302 руб.) х 18%) - уплачен НДС по ставке 18 процентов от суммы таможенной стоимости товара и подлежащей уплате таможенной пошлины;

Дебет 41-1 Кредит 60

923 019,75 руб. (29 413,8 USD х 31,3805 руб. за USD) - отражена фактическая стоимость товара на дату перехода права собственности;

Дебет 41-4 Кредит 76

93 686,53 руб. (92 302 + 461,51 + 923,02) - учтена ввозная таможенная пошлина и таможенные сборы за оформление;

Дебет 19 Кредит 76

182 757,9 руб. - учтен НДС, уплаченный на таможне;

Дебет 68 Кредит 19

182 757,9 руб. - принят к вычету НДС;

Дебет 62 Кредит 90-1

720 000 руб. - признана выручка от реализации товара;

Дебет 90-3 Кредит 68

120 000 руб. - отражен НДС по реализации;

Дебет 90-2 Кредит 41-1

461 509,88 руб. (923 019,75 руб. х 50%) - списана себестоимость проданного товара;

Дебет 90-3 Кредит 41-4 "Налогооблагаемая временная разница"

46 843,27 руб. (93 686,53 руб. х 50%) - списано 50 процентов таможенных пошлин и сборов, относящихся к проданному товару;

Дебет 90-9 Кредит 99-1

91 646,85 руб. (720 000 - 120 000 - 461 509,88 - 46 843,27) - отражен финансовый результат;

Дебет 99-2 Кредит 68

21 995 руб. (91 646,85 руб. х 24%) - отражен условный расход по налогу на прибыль.

Налогооблагаемая прибыль от реализации товара за отчетный период составит 44 803,59 руб. (720 000 - 120 000 - 461 509,88 - 93 686,53).

Дебет 68 Кредит 77

11 242 руб. ((93 686,53 - 46 843,27) х 24%) - отражено отложенное налоговое обязательство.

налог на прибыль к уплате в бюджет составит 10 753 руб. (21 995-11 242).

По мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц (в данном случае в последующих периодах при реализации оставшегося импортного товара) будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые обязательства. Суммы, на которые уменьшаются или полностью погашаются в отчетном периоде отложенные налоговые обязательства, отражаются в бухгалтерском учете проводкой по дебету счета 77 и кредиту счета 68.

Оптимизируем учет таможенных платежей

... материалов
... товаров
Близкие перспективы

Бухгалтеры часто задают вопрос, а как же включать таможенные пошлины в стоимость материалов?

Те, кто учитывает товары, ищут пути учета таможенных пошлин с тем, чтобы приблизить стоимость товара в бухгалтерском учете к его налоговой стоимости и не использовать ПБУ 18/02. И такие возможности оптимизации учета с использованием нормативных актов по бухгалтерскому учету есть.

Во-первых, обратимся к Положению по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденному приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, в пункте 2 которого сказано, что товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц, и предназначенные для продажи.

Во-вторых, в приложении 2 к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденным приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, таможенные и иные платежи, связанные с импортом материальных ценностей, названы в качестве составной части транспортно-заготовительных расходов (ТЗР).

Рассмотрим варианты учета таможенных расходов в составе стоимости материалов и товаров.

... материалов

Существует два способа для определения стоимости полученных материалов с учетом ТЗР. Во-первых, можно включить таможенные пошлины в фактическую стоимость каждой единицы приобретенной номенклатуры материалов. Во-вторых, формировать стоимость материалов с помощью учетных цен. Рассмотрим оба варианта более подробно.

Вариант первый. Включение транспортных расходов в фактическую стоимость каждого конкретного наименования материалов с практической точки зрения весьма затруднительно. Ведь обычно в сопроводительных документах поставщиков указываются материалы нескольких наименований (иногда нескольких десятков). В этом случае общую сумму таможенных платежей нужно распределить между всеми наименованиями ценностей, которые поступили по данной ГТД. Пропорционально какой базе это делать - стоимости, количеству (массе) или какому-то другому показателю? В зависимости от базы результат распределения расходов на единицу товара будет разным.

На наш взгляд, логичнее распределять таможенные платежи пропорционально стоимости материалов, нежели количеству. Ведь в одной накладной могут быть указаны материалы с разным количественным измерением. Кроме того, таможенные платежи уплачиваются, как правило, от контрактной цены импортируемого товара.

Этот вариант учета целесообразно использовать организациям с небольшой номенклатурой материалов.

Выбранный показатель распределения таможенных платежей должен быть закреплен в учетной политике организации.

Вариант второй . Бухгалтер может использовать вариант учета транспортно-заготовительных расходов, описанный в пунктах 80 и 83 Методических рекомендаций по учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н. Он заключается в использовании учетной цены.

Учетной ценой может быть договорная цена поставщика или же фактическая цена по данным предыдущего месяца, плановая цена и т. п.

В этом случае остальные расходы, входящие в фактическую себестоимость материалов (отклонения от учетной цены), учитываются отдельно в составе транспортно-заготовительных расходов на отдельном субсчете к счету 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" или на отдельном субсчете к счету 10 "Материалы".

Сколько субсчетов таких отклонений будет, к какой номенклатуре материалов они будут создаваться, как списываться, организация решает самостоятельно и закрепляет выбранные способы в учетной политике.

Затем материалы списываются в производство одним из разрешенных способов (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по способу ФИФО или ЛИФО). Но в расчет берется только учетная цена этого материала. Ею, к примеру, может быть выбрана контрактная цена импортного материала.

А вот отклонения в виде транспортно-заготовительных расходов списываются по отдельным видам или группам усреднено.

Вначале находится средний коэффициент отклонений, который показывает, сколько отклонений, возникших за месяц, приходится на 1 рубль стоимости поступивших за месяц материалов (п. 87 Методички по учету МПЗ). Причем и величина отклонений, и стоимость поступивших материалов рассчитываются с учетом остатков на начало месяца.

Затем найденная величина умножается на стоимость списанных материалов, а результат относится на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов.

Здесь важно помнить еще одно правило. Допускается при небольшом удельном весе транспортных расходов или величины отклонений (не более 10 процентов к учетной стоимости материалов) полностью списывать их на увеличение стоимости израсходованных материалов сразу по окончании месяца. Тогда расчет не составляется.

Вот этим правилом могут воспользоваться многие.

Во-первых, таможенные платежи варьируются. Основную их часть составляют ввозные таможенные пошлины (напомним, что их ставки законодательство позволяет устанавливать дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара - ст. 3 НК РФ). Это может быть и 5 %, и 10 %. С учетом того, что таможенные сборы составляют в совокупности менее 1 % цены, вполне возможно, что удельный вес таможенных платежей составит не более 10 % от контрактной цены импортируемых материалов. И, следовательно, они сразу по правилам бухгалтерского учета могут быть списаны на затраты.

В налоговом учете таможенные расходы также учитываются при формировании стоимости материалов (п. 2 ст. 254 НК РФ). Однако в НК РФ не содержится правил распределения таких расходов на единицу материала. По нашему мнению, в этом случае следует применять тот же метод формирования стоимости материалов, как и в бухгалтерском учете. Его следует прописать в учетной политике организации для целей налогообложения.

... товаров

В бухгалтерском учете расходы по доставке товаров (в т.ч. таможенные пошлины) организации могут учитывать двумя способами: включать их в стоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01), либо учитывать отдельно в составе расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01). Выбранный вариант нужно закрепить в учетной политике.

Если в бухгалтерском учете организация учитывает таможенные расходы в стоимости товаров, то принципы распределения будут те же, что и для материалов.

Обычно торговые организации не включают расходы по доставке товаров в их стоимость, а учитывают в составе расходов на продажу на счете 44 "Расходы на продажу". На счете 44 также возможно учитывать ТЗР разными способами.

Прежде всего, если организация приходует товары по учетным ценам, нужно решить, выделять ли транспортные расходы из общей массы отклонений от учетной цены или нет. В первом случае транспортные расходы нужно учесть на отдельном субсчете "Транспортные расходы по доставке товаров до складов" к счету 44 "Расходы на продажу".

Если вы решите учитывать транспортные расходы на отдельном субсчете к счету 44, вы должны решить, считать ли издержки (транспортные расходы по доставке), приходящиеся на остаток товаров на конец отчетного периода, путем специального расчета или не считать. В зависимости от этого данный субсчет либо будет иметь переходящий остаток, либо на конец месяца он остатка иметь не будет.

Поскольку в налоговом учете данный расчет производится только по расходам, связанным с доставкой, то эти расходы необходимо отделить от таможенных платежей, выделив для каждых из них отдельные субсчета.

В зависимости от объема таможенных пошлин, можно предусмотреть варианты их списания на расходы: полностью либо в установленной пропорции.

Этот метод расчета также позволяет приблизить бухгалтерский учет к налоговому. Однако для полного их совпадения необходимо, чтоб величина транспортных расходов и контрактная цена товара в обоих учетах были одинаковыми.

Если издержки обращения на остаток товаров вы решили не рассчитывать, то можно по окончании месяца все расходы, собранные на счете 44, списывать в дебет счета 90. Такой вариант разрешен пунктом 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации". Согласно нему все коммерческие расходы, под которыми понимаются расходы на продажу, могут полностью включаться в себестоимость проданных товаров. В этом случае счет 44 не будет иметь сальдо на конец месяца.

Итак, вариантов учета много, все их мы назвали. Каждая организация имеет свою специфику транспортно-заготовительных расходов, и свой объем таможенных платежей. Поэтому то, какой способ закрепить в учетной политике, каждый главный бухгалтер решает самостоятельно, опираясь на нормативные документы и свое профессиональное суждение.

Близкие перспективы

С 1 января 2005 года планируется введение в действие изменений и дополнений в главу 25 НК РФ, которые, в частности, направлены на сближение налогового и бухгалтерского учета. Например, в проекте закона сказано, что организации в налоговом учете, как и в бухгалтерском, смогут включать таможенные пошлины в первоначальную стоимость товаров, закрепив соответствующие положения в учетной политике. Так что у бухгалтеров есть время подумать, как же учитывать таможенные платежи, и какие положения учетной политики следует разработать в свете предстоящих изменений в налоговом законодательстве.