Анатолий киселев центр хруничева. Памяти Анатолия Ивановича Киселёва. Киселев Анатолий Иванович

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Анатолий Иванович Киселёв (род. 29 апреля 1938 года , г. Москва) - директор Машиностроительного завода имени М. В. Хруничева (1975-2001). Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат Ленинской премии (1978). Доктор технических наук. Профессор.

Биография

Учился в Москве в школе № 590, на электромонтажника - в ПТУ завода № 23 (завод имени М. В. Хруничева), на вечернем отделении , которое закончил в 1964 году.

Место работы: c 1956 года - завод № 23, начиная с монтажника, инженера-испытателя и кончая директором на Государственном космическом научно-производственном центре имени М. В. Хруничева (1975-2001). Одновременно с работой на заводе был зав. кафедрой в Московской авиационно-технологической академии.

Внес вклад в создание и испытание изделий предприятия: стратегические бомбардировщики, стратегическая межконтинентальная ракета «Стилет», ракеты «Протон», космическая орбитальная станция «Салют», орбитальная станция второго поколения «Алмаз», служебный модуль российского сегмента МКС «Звезда», ракетный комплекс «Рокот» с разгонным блоком «Бриз-КМ». По его участии произошло объединение в 1993 году Машиностроительного завода им. М. В. Хруничева и КБ «Салют» в Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.

С 1972 по 1975 годы работал заместителем начальника по производству 1-го Главного управления Министерства общего машиностроения СССР. С 2001 года работал советником генерального директора ГКНПЦ имени М. В. Хруничева.

За заслуги в создании и проведении испытаний многоразовой ракетно-космической системы «Энергия - Буран» Указом Президента СССР («закрытым») от 30 декабря 1990 года Киселеву Анатолию Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Увлечения: волейбол - входил в юношескую сборную общества «Трудовые резервы», в сборную Москвы «Труд», в команду мастеров ЦСКА.

Семья: женат, имеет дочь и сына. Проживает в Москве.

Награды и звания

  • Два ордена Ленина (1983, 1990)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1975)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996)
  • Ленинская премия СССР (1978)
  • Премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники (1996)
  • Золотая медаль имени В. Ф. Уткина
  • Академик Российской инженерной академии. Академик Академии космонавтики имени К. Э. Циолковского. Почётный доктор инженерных наук Кингстонского университета (Великобритания)

Труды

Семенов С. М. Название. А. И. Киселев. «Жизнь, посвященная созданию ракет, орбитальных станций, космических аппаратов» М. Изд. Международный объединенный биографический центр. 2009.

Напишите отзыв о статье "Киселёв, Анатолий Иванович (Герой Социалистического Труда)"

Ссылки

Сайт «Герои Страны ». Проверено 3 августа 2015.

  • eurasian-defence.ru/?q=node/24582
  • www.federalspace.ru/1710/
  • www.biograph.ru/index.php?id=532:kiselev-ai&Itemid=29&option=com_content&view=article

Отрывок, характеризующий Киселёв, Анатолий Иванович (Герой Социалистического Труда)

– Ayez confiance en Sa misericorde, [Доверьтесь Его милосердию,] – сказала она ему, указав ему диванчик, чтобы сесть подождать ее, сама неслышно направилась к двери, на которую все смотрели, и вслед за чуть слышным звуком этой двери скрылась за нею.
Пьер, решившись во всем повиноваться своей руководительнице, направился к диванчику, который она ему указала. Как только Анна Михайловна скрылась, он заметил, что взгляды всех, бывших в комнате, больше чем с любопытством и с участием устремились на него. Он заметил, что все перешептывались, указывая на него глазами, как будто со страхом и даже с подобострастием. Ему оказывали уважение, какого прежде никогда не оказывали: неизвестная ему дама, которая говорила с духовными лицами, встала с своего места и предложила ему сесть, адъютант поднял уроненную Пьером перчатку и подал ему; доктора почтительно замолкли, когда он проходил мимо их, и посторонились, чтобы дать ему место. Пьер хотел сначала сесть на другое место, чтобы не стеснять даму, хотел сам поднять перчатку и обойти докторов, которые вовсе и не стояли на дороге; но он вдруг почувствовал, что это было бы неприлично, он почувствовал, что он в нынешнюю ночь есть лицо, которое обязано совершить какой то страшный и ожидаемый всеми обряд, и что поэтому он должен был принимать от всех услуги. Он принял молча перчатку от адъютанта, сел на место дамы, положив свои большие руки на симметрично выставленные колени, в наивной позе египетской статуи, и решил про себя, что всё это так именно должно быть и что ему в нынешний вечер, для того чтобы не потеряться и не наделать глупостей, не следует действовать по своим соображениям, а надобно предоставить себя вполне на волю тех, которые руководили им.
Не прошло и двух минут, как князь Василий, в своем кафтане с тремя звездами, величественно, высоко неся голову, вошел в комнату. Он казался похудевшим с утра; глаза его были больше обыкновенного, когда он оглянул комнату и увидал Пьера. Он подошел к нему, взял руку (чего он прежде никогда не делал) и потянул ее книзу, как будто он хотел испытать, крепко ли она держится.
– Courage, courage, mon ami. Il a demande a vous voir. C"est bien… [Не унывать, не унывать, мой друг. Он пожелал вас видеть. Это хорошо…] – и он хотел итти.
Но Пьер почел нужным спросить:
– Как здоровье…
Он замялся, не зная, прилично ли назвать умирающего графом; назвать же отцом ему было совестно.
– Il a eu encore un coup, il y a une demi heure. Еще был удар. Courage, mon аmi… [Полчаса назад у него был еще удар. Не унывать, мой друг…]
Пьер был в таком состоянии неясности мысли, что при слове «удар» ему представился удар какого нибудь тела. Он, недоумевая, посмотрел на князя Василия и уже потом сообразил, что ударом называется болезнь. Князь Василий на ходу сказал несколько слов Лоррену и прошел в дверь на цыпочках. Он не умел ходить на цыпочках и неловко подпрыгивал всем телом. Вслед за ним прошла старшая княжна, потом прошли духовные лица и причетники, люди (прислуга) тоже прошли в дверь. За этою дверью послышалось передвиженье, и наконец, всё с тем же бледным, но твердым в исполнении долга лицом, выбежала Анна Михайловна и, дотронувшись до руки Пьера, сказала:
– La bonte divine est inepuisable. C"est la ceremonie de l"extreme onction qui va commencer. Venez. [Милосердие Божие неисчерпаемо. Соборование сейчас начнется. Пойдемте.]
Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру, и заметил, что и адъютант, и незнакомая дама, и еще кто то из прислуги – все прошли за ним, как будто теперь уж не надо было спрашивать разрешения входить в эту комнату.

Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать, под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами, была красно и ярко освещена, как бывают освещены церкви во время вечерней службы. Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном вверху снежно белыми, не смятыми, видимо, только – что перемененными подушками, укрытая до пояса ярко зеленым одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухого, с тою же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно благородными крупными морщинами на красивом красно желтом лице. Он лежал прямо под образами; обе толстые, большие руки его были выпростаны из под одеяла и лежали на нем. В правую руку, лежавшую ладонью книзу, между большим и указательным пальцами вставлена была восковая свеча, которую, нагибаясь из за кресла, придерживал в ней старый слуга. Над креслом стояли духовные лица в своих величественных блестящих одеждах, с выпростанными на них длинными волосами, с зажженными свечами в руках, и медленно торжественно служили. Немного позади их стояли две младшие княжны, с платком в руках и у глаз, и впереди их старшая, Катишь, с злобным и решительным видом, ни на мгновение не спуская глаз с икон, как будто говорила всем, что не отвечает за себя, если оглянется. Анна Михайловна, с кроткою печалью и всепрощением на лице, и неизвестная дама стояли у двери. Князь Василий стоял с другой стороны двери, близко к креслу, за резным бархатным стулом, который он поворотил к себе спинкой, и, облокотив на нее левую руку со свечой, крестился правою, каждый раз поднимая глаза кверху, когда приставлял персты ко лбу. Лицо его выражало спокойную набожность и преданность воле Божией. «Ежели вы не понимаете этих чувств, то тем хуже для вас», казалось, говорило его лицо.

Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, лауреат премии Правительства РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, доктор технических наук, профессор, академик Российской академии космонавтики имени Э.К. Циолковского, академик Международной академии астронавтики

В блестящем табеле о рангах конструкторов и организаторов ракетно-космической отрасли наряду с С.П. Королёвым, С.А. Афанасьевым, В.Н. Челомеем, М.К. Янгелем фигура Анатолия Ивановича Киселёва выглядит весьма и весьма весомо. Здесь и серийное производство легендарного «Протона-М + Бриз-М», изготовление и запуск семейства станций «Салют», орбитального пилотируемого комплекса «Алмаз», орбитального комплекса «Мир», международной космической станции «Заря», ракетного комплекса «Рокот», начало разработки ракетного комплекса «Ангара» и т.д. Наконец, создание собственного Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева.

Родился 29 апреля 1938 года в Москве. Отец - Киселёв Иван Семёнович (1909–1995). Мать - Киселёва (Зосимова) Евдокия Ивановна (1915–1992). Супруга - Киселёва (Сорокина) Татьяна Ивановна (1938 г. рожд.), инженер. Дочь - Глазкова (Киселёва) Инесса Анатольевна (1963 г. рожд.), заместитель генерального директора ГКНПЦ имени М.В. Хруничева. Сын - Киселёв Валерий Анатольевич (1973 г. рожд.), авиакосмический инженер. Внуки: Дарья, Мария, Василиса, Александр.

Анатолий Киселёв родился и вырос в Филях, в бывшем рабочем поселке. С отцом и матерью, людьми рабочими, трудовыми, а также с сестрой и братом они жили в одной комнате двухэтажного деревянного барака на Кастанаевской улице. Послевоенное несытное детство приобщило Анатолия к спорту, он играл в футбол, хоккей с мячом, баскетбол, волейбол. После окончания средней школы Анатолий Киселёв поступил в ПТУ при заводе имени Хруничева.

В конце 1956 года выпускника ПТУ электромонтажника Анатолия Киселёва распределили на филёвский авиазавод в святая святых - цех окончательной сборки самолетов. Здесь, на территории завода №23, в соответствии с постановлением правительства, подписанным Сталиным, было организовано ОКБ-23 под руководством выдающегося авиаконструктора Владимира Михайловича Мясищева.

Задачу коллективу конструкторов поставили наисложнейшую - разработать стратегические реактивные бомбардировщики, способные доставлять за океан атомные бомбы, а заводу развернуть серийный выпуск новых самолетов Мясищева.

Вскоре произошло событие, трагическое для авиации и судьбоносное для ракетно-космической отрасли. Мясищевское ОКБ-23 передали в подчинение Генеральному конструктору В.Н. Челомею из подмосковного Реутова. На базе авиационного ОКБ-23 был образован филиал №1 челомеевского ОКБ-52, где создавались ракеты и боевые ракетные комплексы, точнее, первые стратегические межконтинентальные ракеты шахтного базирования УР-200 и УР-100. Анатолий Киселёв, окончивший к тому времени вечернее отделение МАТИ, работал уже инженером-испытателем на Контрольно-испытательной станции (КИС), занимался испытаниями системы опорожнения баков, затем его назначили начальником лаборатории испытаний систем управления ракет. Именно тогда Киселёв впервые оказался на космодроме Байконур. В 1965 году стал участником первого пуска ракеты-носителя «Протон». Одновременно в Филях разрабатывали боевой ракетный комплекс с ракетой УР-100 - легендарной «соткой», родоначальницей целого поколения боевых ракет.

Началась постановка на боевое дежурство межконтинентальных баллистических ракет шахтного базирования. А.И. Киселёва назначили техническим руководителем от завода-изготовителя при постановке на боевое дежурство ракет «8К84» первого полка шахтного базирования Ракетных войск стратегического назначения. Это было под Читой. Работать приходилось по 18 часов в сутки, а иногда и по двое-трое суток без сна. Задачу тем не менее выполнили: полк заступил 21 ноября 1966 года на боевое дежурство.

В феврале 1968 года Киселёва, которому шел 30-й год, назначают заместителем директора завода по эксплуатации.

В ноябре 1970 года приказом директора А.И.  Киселёв был назначен руководителем работ от завода имени М.В. Хруничева по испытаниям и подготовке к пуску на космодроме Байконур первой в мире орбитальной станции «Салют».

В 1971 году Киселёв участвует в проведении летных испытаний комплекса УР-100М и переоборудовании стоящих на дежурстве боевых ракетных комплексов. Фантастической по напряжению оказалась работа по созданию комплекса УР-100К.

Менее чем за полтора года, с августа 1969 года по март 1971 года, были проведены 30 пусков ракет УР-100К, ставших одним из самых совершенных образцов военного вооружения.

10 февраля 1972 года Киселёв получил высокое продвижение по службе - его назначили заместителем начальника Первого главного управления Минобщемаша по производству. В главк входили конструкторские бюро великих В.Н.  Челомея, В.Ф. Уткина, В.П. Макеева, М.Ф. Решетнёва, крупнейшие ракетно-космические заводы страны: родной завод имени Хруничева, «Южмаш» в Днепропетровске, Омский авиационный завод, Златоустовский, Красноярский, Оренбургский машиностроительные заводы - цвет отрасли.

В своем министерском «кресле» Анатолий Киселёв освоился крепко, уже пошли разговоры о его назначении начальником главка или заместителем министра. К сожалению, к тому времени у директора завода имени Хруничева Михаила Ивановича Рыжих стало совсем плохо со здоровьем, так что в министерстве уже подыскивали ему замену. В итоге министр общего машиностроения легендарный С.А. Афанасьев предложил А.И. Киселёву вернуться на завод, но уже в должности директора.

В феврале 1975 года Совет министров СССР с согласия ЦК КПСС назначил Анатолия Ивановича Киселёва директором Машиностроительного завода имени М.В. Хруничева.

К тому времени на заводе выпускали боевые межконтинентальные баллистические ракеты, изготавливали ракеты-носители космического назначения «Протон», орбитальные пилотируемые станции «Алмаз», транспортные корабли снабжения (ТКС), отрабатывали многоразовый возвращаемый с орбиты аппарат ВА, занимались модификациями ДОС-17К «Салют»…

Завод был практически опытно-экспериментальным предприятием ракетно-космической отрасли. Опытные работы составляли до 80% всего объема деятельности завода.

Штат завода составлял 24 тыс. человек! В момент назначения на должность директора Киселёву не исполнилось еще 37 лет. Первым делом он приступил к разработке новой программы реконструкции и технического перевооружения завода. Совет министров СССР довольно быстро утвердил его программу, и в течение последующих 10 лет в Филях был построен фактически второй завод. О выполнении плана технического перевооружения и реконструкции А.И. Киселёв докладывал на Политбюро ЦК КПСС, которое вел М.С. Горбачёв.

Завод имени М.В. Хруничева набирал обороты. В 1975 году советское правительство приняло на вооружение боевой ракетный комплекс СС-19 с ракетами УР-100Н. Завод тем временем готовился к производству новой ракеты УР-1000НУТТХ с улучшенными характеристиками. Продолжались пуски тяжелой ракеты «Протон-К». К 1975 году «Протон-К» стартовал уже 46 раз.

22 июня 1976 года стартовала очередная челомеевская орбитальная пилотируемая станция (ОПС) «Алмаз», названная в открытой печати «Салютом-5». Она проработала 441 день и приняла два экипажа, третьему не удалось состыковать свой «Союз» со станцией.

19 декабря 1981 года ЦК КПСС и Совмин СССР закрыли все работы по комплексу «Алмаз». История получила продолжение 5 лет спустя.

12 апреля 1986 года Военно-промышленная комиссия возобновила работы по «Алмазам» - КБ «Салют» и заводу имени М.В. Хруничева предстояло разработать и выпустить космические аппараты радиолокационного обзора и наблюдения Земли. С прикрытием «алмазной» темы в Филях форсировали работы по транспортному кораблю ТКС, или 11Ф72. Он взлетел 17 июля 1977 года под названием «Космос-929». Задел ТКСов использовали как транспортные корабли для орбитальных станций второго поколения «Салют-6» и «Салют-7». Еще летала ДОС «Салют-4», когда вышло решение о создании «Салюта-6». Чертежи по «традиции» выпускало КБ «Салют», а изготовителем стал, как всегда, завод имени М.В. Хруничева.

Запущенный 25 апреля 1981 года транспортный корабль снабжения «Космос-1267» состыковался в июне с шестым «Салютом». Так впервые удалось образовать на орбите систему массой в 40 тонн! От ТКС отделился возвращаемый аппарат (ВА) и с большой точностью приземлился. ТКСы оказались основой орбитальных комплексов совсем близкого будущего.

Станцию «Салют-7» вывели на орбиту 19 апреля 1982 года. Филёвские конструкторы учли примерно 500 замечаний и предложений по предыдущему «Салюту». На станции работали четыре основных экипажа и пять экспедиций посещения. Киселёв участвовал во всех пусках и, естественно, отвечал за «Протон» и станции.

В первой половине 1980-х годов в Филях принялись за создание многоцелевого постоянно действующего орбитального комплекса «Мир». Головной организацией по комплексу «Мир», как и по «Салютам», была назначена королёвская фирма НПО «Энергия». НПО «Энергия» изначально заложило модульную основу его «наращивания» на орбите.

29 марта 1984 года на этапе сборки базового блока комплекса «Мир» новый министр О.Д. Бакланов создал оперативно-техническое руководство всеми работами во главе с директором завода имени М.В. Хруничева А.И. Киселёвым. Его заместителями стали Генеральный конструктор КБ «Салют» Д.А. Полухин, главный конструктор направления Ю.П. Семёнов - НПО «Энергия», и директор Завода экспериментального машиностроения из того же НПО «Энергия» В.А. Борисенко.

20 февраля 1986 года «Протон-К» успешно вывел базовый блок «Мира» на орбиту. Так был заложен фундамент для создания в космосе многоцелевого пилотируемого комплекса модульного типа.

12 апреля 1987 года в состав комплекса вошел первый модуль «Квант», в декабре 1989 года - модуль «Квант-2». 10 июня 1990 года - модуль «Кристалл». Это филёвцы успели сделать при советской власти. Потом последовали модуль «Спектр», стыковочный отсек для американских «шаттлов», наконец, модуль «Природа». В окончательной конфигурации из семи модулей комплекс весил 131 тонну.

На «Мире» работали 28 длительных экспедиций и 16 экспедиций посещения космонавтов и астронавтов из 13 стран.

15 лет истории «Мира» - уникальное событие, вошедшее в анналы мировой инженерной мысли. 23 марта 2001 года комплекс «Мир» после 15-летней эксплуатации прекратил свое существование. За этой драматической операцией следила, затаив дыхание, вся планета.

В начале 1990-х годов произошло событие, которое имело колоссальные последствия для аэрокосмической отрасли. Распался Советский Союз. Последовавшие за этим катаклизмы не миновали, конечно, Филей. И на заводе имени Хруничева, и в КБ «Салют», которое 28 декабря 1991 года получило статус самостоятельного Государственного предприятия РСФСР, если и выдавали зарплату, то она никак не соответствовала ни классу работы, ни уровню ответственности при выполнении.

Между тем на боевом дежурстве стояли филёвские ракетные комплексы СС-19, на орбите функционировала беспилотная космическая станция «Алмаз-1» (последняя станция из серии челомеевских «Алмазов»). Но главное - на орбите трудился пилотируемый комплекс «Мир» и регулярно принимал космонавтов… За всем этим обширным «хозяйством» необходим был постоянный контроль, равно как

и за техническим и стартовыми комплексами на Байконуре.

В этих чрезвычайных условиях директор А.И. Киселёв поставил задачу перед своим коллективом предельно четко и жестко: выйти на международный рынок космических услуг, в кратчайшие сроки завоевать в коммерческом космосе свое место, впервые в истории страны сделать космические программы экономически эффективными, самодостаточными.

А.И. Киселёв добился от правительства согласия не только на конверсию боевых ракет SS-19, но и на заключение контракта с американской фирмой «Моторола» на три коммерческих запуска спутников системы связи «Иридиум». Он получил возможность использовать выручку от этих запусков, а также право на создание вместе с американской корпорацией «Локхид» совместного предприятия по проведению маркетинговых операций.

В январе 1993 года образовалось совместное предприятие ЛХЭ (Локхид - Хруничев - Энергия), и был подписан контракт с фирмой «Моторола» на сумму около 200 миллионов долларов на три запуска «Протонов» для выведения на орбиту 21 спутника связи системы «Иридиум». Для завода имени Хруничева, как, впрочем, и для всей ракетно-космической отрасли, это был первый международный коммерческий контракт.

Поняв бесплодность обещаний правительства о финансировании конверсии, А.И. Киселёв и его коллеги начали поиск путей выхода на международный ракетно-космический рынок. Для этого надо было менять организационные формы, учить людей, учиться самим. Необходимо было создавать такую структуру, которая позволяла бы решать весь комплекс задач от проектирования до управления полетом, разбираться в маркетинге, знать мировые цены и торговать своей продукцией. Надо было объединяться с КБ «Салют» в единый комплекс.

А.И. Киселёв подготовил проект указа Президента России и стал к нему пробиваться.

В начале лета 1993 года Б.Н. Ельцин пригласил директоров нескольких крупных предприятий на дачу в Огарёво, где в непринужденной обстановке попросил высказаться, в том числе и по вопросам выхода на международный рынок. Помощников его не было, президент сам записывал вопросы и предложения. Начал он с А.И. Киселёва. Анатолий Иванович доложил свои соображения и в конце сказал, что проект указа по данному вопросу у него с собой.

7 июня 1993 года Президент России Б.Н. Ельцин распорядился образовать Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева на базе завода и КБ «Салют» и назначил генеральным директором Анатолия Ивановича Киселёва. Так А.И. Киселёв стал единственным генеральным директором в России, назначенным первым лицом государства. 9 января 1994 года вышло подписанное Председателем Правительства России В.С. Черномырдиным положение о новом Космическом центре имени Хруничева. Таким образом правительство довело до логического завершения процесс формирования в России государственной ракетно-космической фирмы в современном понимании этого термина. Для филёвцев «статус кво» был фактически узаконен.

Из всего многообразия задач, которыми предстояло заняться, Анатолий Иванович определил несколько главных. Конечно же, даже при резком спаде госзаказа на изготовление ракет и космических модулей предстояло сохранить ракетно-космический профиль предприятия, другими словами, «сохранить лицо». Второе: не допустить остановки производства. Третье: загрузить работой КБ и заводы и «держать» во что бы то ни стало зарплату, причем выше, чем в целом по отрасли. И наконец, самое главное - обеспечить активный выход продукции на международный рынок, где Россию особенно никто не ждал, а многие опасались, а точнее, боялись.

Уже в 1993–1994 годах хруничевцам удалось заключить несколько крупных контрактов с организацией «Инмарсат», Европейским сообществом спутниковых систем, фирмами «Панамсат», «Лорал», «Хьюз»...

«Узким местом» для реализации замыслов А.И. Киселёва и его коллег стал космодром. Инфраструктура Байконура после передачи его Казахстану была почти полностью разрушена. Космический центр имени Хруничева разработал и построил завод по очистке питьевой воды, которая стала соответствовать европейским и американским стандартам, реконструировал гостиницы, превратив их в 4-звездочные отели, создал на Байконуре сотовую связь, внедрил европейское телевидение, реанимировал аэродром «Юбилейный», на который садился некогда «Буран», провел реконструкцию зданий, обеспечив необходимую чистоту и все требования по энергетике, закончил капитальный ремонт второго старта для «Протона», провел реконструкцию монтажно-испытательного корпуса 92-50, который ничем не уступает мировым стандартам. В нем в XXI веке готовят к запуску ракеты, спутники, разгонные блоки. Словом, А.И. Киселёв первым делом вложил полученные под будущую прибыль кредитные средства в космодром.

Началась коммерческая эксплуатация ракет-носителей «Протон-К». 9 апреля 1996 года «Протон» вывел на геостационарную орбиту трехтонный спутник «Астра-1F», изготовленный американской фирмой «Хьюз» по заказу Европейского сообщества спутниковых систем (SES). Этот пуск «Астры» решал вопрос выхода России на мировой рынок космических услуг. А 6 сентября на «геостационар» отправился спутник связи «Инмарсат-3», изготовленный компанией «Локхид Мартин», на следующий год - «Телстар-5», «Иридиумы», «Панамсат-5»…

В августе 1994 года Центр имени Хруничева вышел победителем в конкурсе по созданию космического ракетного комплекса «Ангара». Победа в конкурсе закрепила за филёвцами статус лидера российской ракетно-космической промышленности.

Создание ракет тяжелого класса, ориентированных на XXI век, проходило в условиях жесткой конкуренции России с США и странами Европы. 16 европейских стран выделили на создание «Ариан-5» более 8 млрд долл. Правительство США предоставило по 1 млрд долл. фирмам «Боинг» и «Локхид» для создания ракет «Дельта-4» и «Атлас-5». Киселёв и К°, несмотря на указ президента страны «считать комплекс «Ангара» задачей государственной важности», получили от РКА и МО лишь несколько миллионов рублей. Вот и вступай в конкуренцию с такими средствами!

Тем не менее А.И. Киселёв решил действовать с открытым забралом. В результате Космическому центру имени Хруничева удалось решить основную задачу - сделать ракету модульной. Ни фирме «Боинг», ни компании «Локхид» это оказалось не под силу.

15 августа 1995 года в Москве генеральный директор Центра имени Хруничева Анатолий Киселёв и вице-президент американской корпорации «Боинг» Даг Стоун подписали контракт на сумму 190 млн долл. на разработку и изготовление функционального грузового блока (ФГБ) «Заря» - первого элемента Международной космической станции (МКС).

Участие России в качестве равноправного партнера США, стран Европы, Японии и Канады в проекте МКС стало публичным признанием многолетнего опыта создания и эксплуатации пилотируемых космических кораблей и орбитальных комплексов. За рубежом отдавали себе отчет в том, что без России, и конкретно без Космического центра имени Хруничева, на развертывание МКС у них уйдут десятилетия и многие миллиарды долларов. Накопленным в Филях «багажом» не располагали все страны - участницы проекта, вместе взятые.

Коммерческая деятельность Центра имени Хруничева позволила восстановить многие разрушенные внутри России и в ближнем зарубежье кооперационные связи и обеспечить занятость примерно 120 тыс. работников ракетно-космической отрасли. Филёвская документация послужила основой для создания МКС.

4 февраля 1998 года летное изделие ФГБ «Заря» доставили на площадку 254 космодрома Байконур. 11 ноября того же года генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев и генеральный директор Центра имени Хруничева Анатолий Киселёв утвердили сертификат готовности «Зари» к запуску и в тот же день отправили его в НАСА США.

Наступило 20 ноября 1998 года. В 9 часов 40 минут московского времени ракета оторвалась от стартового стола. Через 9 минут 48 секунд «Заря» - ключевой модуль МКС - была уже на опорной орбите. Итог того феерического действа очевиден: российская космонавтика, какие бы финансовые и политические трудности ее ни преследовали в последние годы, еще раз доказала, что способна осуществлять самые сложные технические проекты.

4 декабря 1998 года стартовал американский «шаттл» с американским переходным блоком «Юнити» («Единство»), который 7 декабря был состыкован с российской «Зарей».

А спустя неполных 20 месяцев «Заря» в качестве активного аппарата состыковалась со служебным модулем «Звезда», тоже родом из Филей. Так стартовала первая международная космическая станция ХХI века. Тем временем на рынке уже наметилось определенное снижение спроса на запуски: на арену выходили всё новые и новые носители, и у заказчика появилась возможность выбирать.

Составить конкуренцию прежде всего «Ариан-5» мог капитально модернизированный «Протон» с новыми разгонными блоками. Только вот миллиарды долларов, на которые была создана европейская ракета, Киселёву взять было негде. Потребовался очередной «мозговой штурм» его команды. В результате от «Протона-К» осталась только… конфигурация, за исключением головного обтекателя. Вся начинка «Протона-М» оказалось новой. Важнейший этап второй модернизации «Протона» - создание своего разгонного блока «Бриз-М». Он был создан в кратчайшие сроки, что позволило «Протону-М» конкурировать с Европой и США.

Последнее десятилетие ХХ века в Космическом центре имени Хруничева оказалось с большим знаком плюс. Наукоемкое, высокотехнологичное предприятие доказало свое право быть лидером - причем без натяжки - мирового прогресса. Этот несомненный факт в первую очередь связан с именем Анатолия Ивановича Киселёва.

29 апреля 1998 года Анатолий Иванович Киселёв отметил 60-летие. К своему юбилею он - Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, двух орденов Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, доктор технических наук, профессор. Кингстонский университет в Великобритании избрал его почетным доктором инженерных наук. НАСА США удостоила своей высшей награды.

18 мая и 22 октября 2000 года А.И. Киселёв направлял на имя президента В.В. Путина заявления с просьбой освободить его от занимаемой должности по состоянию здоровья, коротко проинформировал о сделанном, о перспективных программах - новых ракетах и космических аппаратах, о реконструкции космодромов. Напомнил, что сотрудники предприятия обеспечены работой и зарплатой, что ГКНПЦ имени Хруничева по-прежнему строит жилые дома и бесплатно предоставляет своим работникам квартиры, что реконструировали поликлинику, закупив все необходимое за рубежом, что построили в 2000 году два пансионата и спортивный комплекс...

Кремль молчал месяцев восемь. В январе 2001 года А.И. Киселёв добился личной встречи с президентом В.В. Путиным, и эта встреча расставила точки над «i»: 7 февраля указом президента генеральным директором Центра имени Хруничева назначили Александра Алексеевича Медведева, которого еще в 1995 году А.И. Киселёв назначил своим первым заместителем.

В 2003 году Международный Объединенный Биографический Центр признал Анатолия Ивановича Киселёва «Человеком века», а в 2009 году издал книгу - А.И. Киселёв «Жизнь, посвященная созданию ракет, орбитальных станций, космических аппаратов».

В 2009 году А.И. Киселёв награжден орденом Почёта, позже орденом Дружбы. Он - академик Российской инженерной академии и Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского.

Самым любимым увлечением Анатолия Ивановича являлась грибная «охота». Любил рыбалку, особенно зимнюю: «готов ради одного окуня или подлещика провести на льду полдня». Особое место в его жизни занимала охота. Но самое главное - семья, внуки, которым А.И. Киселёв уделял много внимания.

Ушел из жизни первый генеральный директор ФГУП "ГКНПЦ имени М.В. Хруничева" Анатолий Иванович Киселёв. Он скончался 9 июня 2017 г. на 80-м году жизни. Вся его жизнь была посвящена Центру Хруничева и производству продукции государственной важности.

Анатолий Иванович Киселёв родился 29 апреля 1938 года в Москве в семье рабочего. По окончании средней школы № 590 в Филях поступил в Профессионально-техническое училище № 2. В 1956 году начал работать электромонтажником на авиационном заводе (впоследствии Машиностроительном заводе имени М. В. Хруничева). Без отрыва от производства в 1964 году окончил вечернее отделение Московского авиационно-технологического института (МАТИ). Работал инженером-технологом, инженером-испытателем, затем – начальником лаборатории контрольно-испытательной станции, заместителем начальника цеха.

В 1968 году стал заместителем директора завода. С 1972 по февраль 1975 года был заместителем начальника 1-го Главного управления Министерства общего машиностроения.

В феврале 1975 года в возрасте 37 лет Анатолий Иванович вступил в должность директора машиностроительного завода имени М.В.Хруничева.

В 1993 году по его инициативе произошло объединение Машиностроительного завода имени М.В. Хруничева и КБ "Салют" в единый Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева (Центр Хруничева).

С 1993 по 2001 гг. Анатолий Иванович Киселёв был генеральным директором Центра Хруничева, затем по 2014 год – советником генерального директора.

С 1993 года по январь 2002 года Анатолий Иванович Киселёв был членом совета директоров российско-американского СП "Локхид-Хруничев" (с 1994 года – "International Launch Services").

Анатолий Иванович Киселёв – Герой Социалистического Труда (1990), лауреат Ленинской премии(1978), лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники (1996). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом "За заслуги перед Отечеством" 3 степени; доктор технических наук, академик Российской инженерной академии и Академии космонавтики имени К.Э.Циолковского. Почетный доктор инженерных наук Кингстонского университета (Великобритания). Лауреат золотой медали имени В.Ф.Уткина.

Более четверти века Анатолий Иванович Киселёв возглавлял Центр Хруничева. Память о нем навсегда в наших сердцах.

Генеральный конструктор средств выведения и наземной космической инфраструктуры, первый заместитель генерального директора Центра Хруничева Александр Медведев: "Благодаря Анатолию Ивановичу почти четверть века тому был создан Космический центр имени М.В. Хруничева. Весь свой трудовой стаж, без малого 60 лет, всю свою душу и силы Анатолий Иванович посвятил родному предприятию в Филях. Завод, а затем Центр – это его жизнь и судьба. Он принимал непосредственное участие в первом запуске в 1965 году ракеты-носителя "Протон", в создании и запуске первой космической орбитальной станции "Салют", в постановке на боевое дежурство межконтинентальных баллистических ракет. Под непосредственным руководством Анатолия Ивановича Киселёва спроектированы и изготовлены первые элементы МКС, проходили испытания ракет-носителей тяжёлого "Протона-М" и легкого "Рокота", начата разработка и испытания разгонных блоков "Бриз-М" и "Бриз-КМ", универсальной космической платформы "Яхта", начато создание РКК "Ангара", развернута сеть "Телекомсвязь". Анатолий Иванович обладал не только достойными качествами незаурядного руководителя, но и редкими качествами заботливого наставника, преданного друга… Уход Анатолия Ивановича – тяжёлая утрата для всех нас. Мы скорбим и соболезнуем семье, соратникам, друзьям…".



Киселёв Анатолий Иванович – директор Машиностроительного завода имени М.В. Хруничева Министерства авиационной промышленности СССР, город Москва.

Родился 29 апреля 1938 года в Москве. Русский. Из семьи рабочего. Во время Великой Отечественной войны в 1941 - 1944 годах находился в эвакуации в Средней Азии. Окончил среднюю школу № 590 в Москве, а затем - профессионально-техническое училище при авиационном заводе № 23 (с 1961 - машиностроительный завод имени М.В. Хруничева).

С 1956 года работал на авиационном заводе № 23: монтажник, электрик, инженер-технолог. Без отрыва от производства окончил вечернее отделение Московского авиационного технологического института в 1964 году, продолжая работать на машиностроительном заводе имени М.В. Хруничева: инженер-испытатель на контрольно-испытательной станции (КИС), начальник лаборатории, заместитель начальника цеха, с февраля 1968 года - заместитель директора завода по эксплуатации. В первые годы проектировал стратегические бомбардировщики В.М. Мясищева , но в 1960 году завод был перенацелен на производство ракетно-космической техники. Участвовал в испытаниях первых межконтинентальных баллистических ракет на Байконуре, а затем в постановке на боевое дежурство первого полка Ракетных войск стратегического назначения под Читой. Принимал участие в первом запуске в 1965 году ракеты «Протон», в создании и запуске первой космической орбитальной станции «Салют».

С февраля 1972 по февраль 1975 года – заместитель начальника по производству 1-го Главного управления Министерства общего машиностроения СССР.

В феврале 1975 года назначен директором машиностроительного завода имени М.В. Хруничева. По его инициативе был разработан 10-летний план технического перевооружения завода. Практически в последующие годы был построен второй завод, и это без остановки действующего производства и прекращения опытно-конструкторских работ. В конце 1970-х завод занимался разработкой орбитальной станции второго поколения «Алмаз» - многоразового пилотируемого возвращаемого аппарата. Однако в декабре 1981 года все работы по комплексу «Алмаз» были прекращены решением ЦК КПСС.

Несмотря на эту неудачу, предприятие было флагманским производителем пилотируемой космической техники в СССР: им были изготовлены все российские орбитальные станции («Салют» и «Мир»), все тяжелые модули, стыкующиеся с орбитальными станциями на орбите («Квант», «Квант-2», «Кристалл»), трёхместные возвращаемые аппараты, транспортные корабли снабжения серии «Космос», автоматических непилотируемых орбитальных станций «Алмаз» (первая - «Космос-1870» - работала на орбите с 25 июля 1987 года по 30 июля 1989 года, вторая - «Алмаз-1» - с 31 марта 1991 года по 17 октября 1992 года; ими были изготовлены высококачественные радиолокационные изображения земной поверхности в интересах обороны и народного хозяйства), астрофизический модуль «Квант» (на орбите с 31 марта 1987 года).

Под его руководством с 1975 года коллектив завода достиг больших успехов в решении сложных и ответственных задач по выпуску ракетно-космической техники. Для ракеты «Энергия» были изготовлены ответственные узлы для системы питания двигателя, обтекатели, а для орбитального корабля «Буран» - модули командных приборов и приборные отсеки. Являясь председателем оперативного технического руководства по созданию ракетно-космических объектов, принимал личное участие в проведении испытаний на космодроме «Байконур».

Указом Президента СССР («закрытым») от 30 декабря 1990 года за большие заслуги в создании и проведении испытаний многоразовой ракетно-космической системы «Энергия - Буран» Киселёву Анатолию Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

После распада СССР в труднейших условиях краха российской экономики и практически полного забвения космической отрасли руководством страны прилагал огромные усилия для её спасения. По его инициативе и на основании подготовленных им теоретических разработок 7 июня 1993 года распоряжением Президента Российской Федерации на базе машиностроительного завода имени М.В. Хруничева и конструкторского бюро «Салют» было образовано Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева» (ГКНПЦ имени М.В.Хруничева), тогда же А.И. Киселёв назначен его генеральным директором. Жизнь показала оправданность такого решения, оно способствовало повышению эффективности всей деятельности Космического Центра имени М.В.Хруничева и обеспечило более активное проникновение российских космических технологий на международный рынок. В 1993 году было создано совместное предприятие «International Launch Systems» - для запусков телекоммуникационных аппаратов зарубежных заказчиков с помощью хруничевской ракеты-носителя «Протон» (член его Совета директоров с 1993 по 2002 годы). Также для расширения сотрудничества с европейскими партнерами создано совместное российско-германское предприятие «Eurockot» - запуски космических аппаратов с космодрома Плесецк на ракете-носителе "Рокот", переоборудованной хруничевцами из боевой стратегической ракеты СС-19.

ГКНПЦ имени М.В.Хруничева - ведущее предприятие российской стороны в реализации проекта Международной Космической Станции. В 1990-е годы под непосредственным руководством А.И. Киселёва спроектированы и изготовлены первые элементы МКС – «Заря», «Звезда». Проходят испытания ракет-носителей тяжелого («Протон-М») и легкого («Рокот») классов, начата разработка и испытания разгонных блоков «Бриз-М» и «Бриз-КМ», универсальной космической платформы «Яхта». Начато создание ракетного комплекса «Ангара», развернута сеть «Телекомсвязь».

В 2001 году освобождён от должности генерального директора по личной просьбе из-за возраста. С 2001 года - советник генерального директора ГКНПЦ имени М.В.Хруничева.

Заведующий кафедрой в Московской авиационно-технологической академии. Почетный доктор МАТИ. Доктор технических наук. Профессор. Академик Российской инженерной академии. Академик Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского. Почётный доктор инженерных наук Кингстонского университета (Великобритания).

Награждён советскими 2 орденами Ленина (03.01.1983, 30.12.1990), орденом Трудового Красного Знамени (02.10.1975), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (24.12.1996), медалями.

Ленинская премия СССР (1978). Премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники (1996). Лауреат золотой медали имени В.Ф. Уткина.